Большие ставки, или Темная сторона интереса Google к проектам мирового масштаба

в 18:14, , рубрики: Google, google express, Google Glass, google tv, growth hacking, продукты, проекты, Управление продуктом

Большие ставки, или Темная сторона интереса Google к проектам мирового масштаба - 1

Философия «x10», можно сказать, заложена в ДНК Google. Что значит это простое и вместе с тем странное название? Вместо того, чтобы улучшить что-либо на 10%, компания стремится работать над проектами, которые в 10 раз лучше, чем что-либо другое.

«Большая часть моей работы состоит в том, чтобы заставить людей сосредоточиться не только на вещах, которые являются последовательными», – сообщил генеральный директор Ларри Пейдж (Larry Page) в интервью для американского журнала Wired в 2013 году.

По словам сотрудников компании, одним из наибольших преимуществ работы в Google является возможность преследовать высокие идеи вместо того, чтобы просто стараться превзойти конкурентов. Придерживаясь этой позиции, компания запустила невероятно амбициозные проекты. Среди них беспилотные автомобили, воздушные шары для раздачи Интернета и магнитные наночастицы, которые могут исследовать организм человека на предмет выявления заболеваний.

Кроме того, политика «x10» заметна и в развитии уже устоявшихся продуктов компании. Например, Gmail изначально открывает доступ для пользователей к хранилищу, объем которого в 100 раз больше, чем может предложить какой-либо иной продукт. Людям, которые расценивали Google исключительно как поисковую систему, подобный шаг показался небывалой расточительностью. Другой пример – Google Street View, который отснял более чем 11,27 миллионов километров дорог.

Если мы вернемся к истокам компании, то увидим, что изначально поисковой движок Google был явным воплощением идеи «x10» в инструменте для веб-аннотаций и разрабатывался Пейджем в качестве проекта диссертации в Стэнфорде. Но, как оказалось, неистовое преследование высоких целей может также иметь и темную сторону.

«Уход от реальности» – это не всегда то, что вам нужно

Один из бывших работников компании, некогда занимающий в ней высокую должность, поделился с журналистами новостного портала Business Insider тем, что «10 заповедей Google», которые продвигаются руководящим чинами компании, в том числе и генеральным директором Ларри Пейджем, имеют две стороны. Он говорит, что, с одной стороны, это дает невероятную энергию, но с другой – может быть полностью парализующим. По его словам, работа Ларри заключается в том, чтобы указать на вещи, о которых вы ранее и не думали, так что ему приходится в какой-то мере уходить от реальности. Когда дело доходит до воплощения таких идей, как умные контактные линзы, то им противоречит здравый смысл. Но, как считает бывший сотрудник, применение логики к продуктам, которые не нуждаются в этом, опасно.

Например, когда Google занимался разработкой дистанционного управления для ранней версии Google TV, Пейдж считал, что ни один из прототипов не является достаточно амбициозным. Пейдж спрашивал: «Почему у него нет экрана, на тот случай, если вам нужно отлучиться в уборную, не отрываясь от просмотра? А почему бы не добавить планшет для мыши или клавиатуру?» Когда команда пыталась возражать, что пульты дистанционного управления не нуждаются в подобных излишествах, Пейдж продолжал продвигать более амбициозные функции, которыми не мог похвастаться ни один какой-либо другой контроллер.

Большие ставки, или Темная сторона интереса Google к проектам мирового масштаба - 2

Свое первое устройство с поддержкой Google TV компания разрабатывала в партнерстве с Logitech, и Пейджу не удалось отвоевать дисплей, но контроллер все же оснастили клавиатурой и большой кнопкой для навигации. «Это было чудовищно», – рассказывает бывший сотрудник Google: «Никто не мог понять этого пульта дистанционного управления. Но Пейдж учредитель, и вы не можете просто сказать ему, что он сошел с ума». В итоге Google TV не пользовалось успехом до тех пор, пока гораздо позднее не было переработано в более простое устройство Chromecast.

Когда хорошего оказывается слишком много

И это не единственный пример того, когда продукт оказался отягощен рядом ненужных функций. Другие бывшие сотрудники компании подали еще несколько примеров:

  • Glass. Провал проекта Google Glass отчасти заключался в том, что руководство не было удовлетворено идеей, что это нишевый продукт. Руководителям хотелось сотворить из него нечто такое, что каждый будет счастлив купить и использовать ежедневно. «Люди платят тысячи долларов за лазерную коррекцию зрения, чтобы избежать ношения очков», – заметил один из работников компании, намекая на то, что даже шикарный показ мод, посвященный Google Glass, этого не изменит. Google отозвал с рынка оригинальную версию Glass (хотя сейчас по-прежнему предлагаетcя поддержка для корпоративных пользователей – единственному сектору, в которой устройство имело хоть какой-то успех).
  • Helpouts. Google запустил Helpouts в 2013 году, чтобы люди могли делиться своим опытам и обучать друг друга различным полезным вещам в режиме реального времени в видео-чате. Был организован широкий список категорий, в которых эксперты предлагали обучающие сессии всего на свете: от уроков макияжа до обучения игре на гавайской гитаре и сеансов терапии. На сайте было огромное количество уроков, которые трудно было отнести к какой-либо категории. Один консультант, который пользовался услугами сервиса, поделился с сайтом VentureBeat своим мнением о том, что вследствие множества категорий чрезвычайно трудно найти подходящего эксперта-учителя. «Уди Манбер (Udi Manber) руководил проектом Helpouts, и ему было предложено решить проблемы всех людей», – говорит один бывший сотрудник. «И это в каком-то роде обрекло проект на гибель». Когда пытаешься охватить сразу много всего, остается мало надежды довести до ума продукт, который стал бы успешным в какой-то отдельной области. Компания закрыла проект в феврале этого года.
  • Express. Один бывший сотрудник компании выразил беспокойство, что Google Express (службу быстрой доставки), ждет та же участь, потому что компания пытается обслуживать слишком много торговых партнеров сразу. То есть Google пытается словить сразу множество зайцев, вместо того, чтобы изучить рынок, работая на первых порах с меньшим количеством категорий, как в свое время Amazon поступил с бакалеей через AmazonFresh или DoorDash – с продуктами питания. «Google хочет, чтобы вы могли заказать закуски для вечеринки и телевизор одновременно. Непросто воплотить это в жизнь».
  • Google мог бы превзойти Pinterest. По рассказам того же сотрудника, похожий на Pinterest продукт был убит в зародыше, потому что Пейдж не посчитал его достаточно амбициозным. Он же заметил, что «Ларри убивает те вещи, которые кажутся ему недостаточно большими». Теперь Google упустил возможность создать сервис для визуального поиска товаров.
  • Соцсеть Google Plus начала таким же образом. Крис Мессина (Chris Messina), бывший дизайнер Google, который работал над известной социальной сетью, которая ныне дышит на ладан, написал в конце прошлого года в блоге Medium, что Plus изначально была задуман как полностью уникальный сервис. В основе его лежала идея не столько создания еще одной социальной сети, сколько предложение способа сделать поиск более личным и ценным. Но компания задалась целью обзавестись собственным Facebook. Мессина утверждает, что, пойдя на компромисс, Google совершил ошибку. По его мнению, необходимо было руководствоваться идеей «x10». С другой стороны, если бы Google начал работу с более четким и ясным подходом к проекту, то, возможно, у Facebook и вправду появился бы серьезный конкурент, отбирающий прибыль. Увы, все закончилось полной мешаниной функций: то ли планировалось создать сервис по хранению изображений, то ли единый вход в сервисы Google? Сейчас же компания снова их разделила все на части.

Но пока что конкуренты держатся далеко позади, если говорить об основном бизнесе Google – поиск и реклама до сих пор составляет более 90% прибыли компании. А заоблачные проекты требуют еще долгих лет развития, чтобы принести Google какое-либо вознаграждение, исчисляемое в денежных знаках. Немного инкрементализма пошло бы «корпорации добра» на пользу.

«Нередко наилучший прогресс достигается именно теми вещами, которые изначально не выглядят грандиозно», – говорит другой сотрудник. – «Поэтому Google приходится нелегко». Ведь всегда есть риск пропустить следующий большой бум, постоянно уделяя внимание каким-то чудовищным идеям.

К сожалению, Google не ответил на просьбу прокомментировать этот материал.

Автор: ascold

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля