Основатели BlaBlaCar и «Подорожников» — о работе в России, о будущем райдшеринга и беспилотниках

в 9:38, , рубрики: BlaBlacar, бизнес-модели, выход на новые рынки, интервью, мировая экспансия, Монетизация веб-сервисов, райдшеринговый сервис, российский рынок, самый дорогой стартап

BlaBlaCar — крупнейший в Европе сервис для поиска попутчиков и водителей для междугородных автопоездок. В прошлом году BlaBlaCar приобрел компанию «Подорожники», которая оказывала аналогичные услуги в России и на Украине. В России сервис был запущен в феврале 2014 года. Это была первая страна за пределами Европы, куда вышла компания.

«Мегамозг» писал, что в сентябре BlaBlaCar привлек $200 миллионов от фондов Insight Venture Partners, Lead Edge Capital и Vostok New Ventures. Оценка BlaBlaCar превысила $1,5 миллиарда. Сервис стал одним из самых дорогих стартапов в Европе.

Основатель BlaBlaCar Фредерик Мазелла впервые приехал в Москву. Мазелла вместе с создателем компании «Подорожники» Алексеем Лазоренко поделились мыслями о будущем райдшеринга, о реалиях shared economy и о стратегии развития в России с корреспондентом «Коммерсанта» Марией Шер.

«Мегамозг» приводит наиболее интересные высказывания из интервью.

О специфике и стратегии работы сервиса в России

Федерик Мазелла: Особенных отличий мы не заметили, разве что расстояния больше.

Алексей Лазаренко: При этом аудитория распределена почти так же компактно, как в Европе, большая часть сфокусирована в треугольнике Санкт-Петербург--Сочи--Екатеринбург, где сосредоточена большая часть населения России. Если бы в России население было равномерно распределено по всей территории, нам было бы сложнее работать. Российская аудитория — это 80 миллионов интернет-пользователей, самая большая в Европе. В России довольно хороший интернет, вы не поверите, но он лучше, чем во многих странах Европы

Ф.М.: В России у нас та же стратегия, что и везде: сначала мы накапливаем аудиторию, повышаем узнаваемость бренда, затем вводим систему бронирования, когда для того, чтобы оформить поездку, вы вначале бронируете водителя на определенную дату и получаете своего рода билет, подтверждающий поездку. После этого мы вводим небольшую комиссию — около 10% стоимости поездки.

А.Л.: Система бронирования появится в ноябре на маршруте Екатеринбург--Челябинск, к началу весны, постепенно, все регионы будут ею охвачены, и уже после этого можно будет подумать о введении комиссии. Пока что мы все еще на стадии создания устойчивой аудитории, поэтому в ближайшие полгода комиссию вводить не собираемся.

О продвижении бренда BlaBlaCar в России

А. Л.: В России мы продвигаемся благодаря сильной команде, состоящей из пиарщика, маркетологов, в первую очередь онлайн, в социальных сетях. Узнаваемость бренда высокая: мы работаем здесь уже год и девять месяцев, и за первые десять месяцев на сайте зарегистрировались больше миллиона человек. Но если посмотреть на другие страны, где мы работаем, например на Францию, то становится видно, что есть к чему стремиться: там 12-15% населения страны уже пользуются сервисом, и это число растет. Исходя из этих цифр, потолок в России — 15-20 млн пользователей, потенциал большой. Другое направление нашего продвижения — правильное партнерство. Например, наше сотрудничество с «Яндексом»: предложения водителей BlaBlaCar уже интегрированы в сервис «Яндекс.Расписания», где люди ищут поезда, автобусы и самолеты, и там они могут увидеть, сколько есть предложений на нашем сервисе по интересующему их маршруту. Таким образом, пользователь сразу видит выгоду, что он сэкономит, если воспользуется BlaBlaCar. Таких партнерств у нас десятки, и это один из самых мощных драйверов продвижения.

О shared economy в России и в мире

А. Л.: Совместное потребление накрывает весь мир, как цунами. В первую очередь это касается США и Западной Европы, но и Россия не исключение. Это и транспорт, и жилье — как Airbnb. Эта модель имеет естественное обоснование: мы ведь все даем друг в другу в долг, объединяемся, чтобы забронировать отель, скидываемся, чтобы купить какой-нибудь товар. А сегодня ее популяризации способствуют новые технологии, которые расширяют привычные рамки совместного потребления — друзей и семью. Сегодня я могу из Москвы забронировать себе квартиру в Сан-Франциско или заказать поездку у совершенно незнакомого человека в Испании. Территориальные ограничения сняты благодаря проникновению интернета, компьютеров, мобильных устройств. Доходы сервисов, обслуживающих совместное потребление, по оценке PricewaterhouseCoopers, к 2025 году достигнут $335 млрд. Экономика совместного потребления в целом растет на 20% в год. Поэтому компания «Подорожники» и отнеслась с таким энтузиазмом к слиянию с BlaBlaCar, хотя вначале и было немного некомфортно, потому что мы осознавали, сколько вложили пота и крови в наше детище. Но все-таки мы разрабатывали этот продукт для того, чтобы запустить модель совместных поездок в России и на Украине. У нас была мечта — чтобы транспорт начал использоваться более рационально. Поэтому плюсы объединения в итоге перевесили минусы, и сейчас мы ни о чем не жалеем.

О будущем райдшеринга

Ф. М.: Если вы про самостоятельный поиск водителя, то он уже давно есть: вы можете разместить объявление на «Авито» или в соцсети. Но так вы будете путешествовать на свой страх и риск, не зная, что за человека выбрали. Или же вам придется самостоятельно добираться до места встречи. А с нашим сервисом водитель и попутчики всегда по соседству. Что касается райдшеринга как такового, мы не видим угрозы, даже если обычные машины начнут вытесняться беспилотниками: будем работать с беспилотниками — нам же лучше, лишнее место в машине.

Автор: semen_grinshtein

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля