Опыт использования IaaS крупными (и не очень) компаниями

в 13:10, , рубрики: iaas, Блог компании ИТ-ГРАД, инфраструктура, ИТ-ГРАД, облачные сервисы, Разработка под e-commerce

Опыт использования IaaS крупными (и не очень) компаниями - 1

Мы в «ИТ-ГРАД» стараемся рассказывать в своем блоге на Хабре об облачных технологиях и ИТ-инфраструктуре. На прошлой неделе мы представили технико-экономическое обоснование для внедрения облачных технологий на уровне виртуальной инфраструктуры.

Вчера мы привели примеры того, как «облако» помогает работе бизнеса, а ранее мы говорили о том, как различные компании «переезжают» в облако. Сегодня нам бы хотелось продолжить эту тему.

Начать хочется с компании FRANMER, которая с самого начала избрала непростой путь развития. На сегодняшний день компания является лидером по продажам композитных бассейнов на территории России. Компания FRANMER начала работу в далеком 2004 году, когда облачные технологии находились на ранней стадии развития. В то время компании отдавали предпочтение покупке и поддержанию собственной инфраструктуры.

FRANMER не стала исключением, закупив собственное оборудование и программное обеспечение, компания организовала серверную и сформировала ИТ-отдел. Как это обычно бывает, с ростом компании, расширением ассортимента и спектра предлагаемых услуг возникла ситуация, когда потребовалось пересмотреть принципы построения имеющейся ИТ-инфраструктуры. Компании понадобилась высокая надежность и мобильность вкупе с высокой доступностью и адекватной стоимостью. Руководством компании было принято решение «лететь» в облака.

На сегодняшний день в IaaS-облако «ИТ-ГРАД» вынесена большая часть сервисов FRANMER, среди которых выделяются распределенная база 1С, содержащая информацию о товарах, заказах и клиентах, и виртуальный call-центр. Главным преимуществом облачного call-центра является то, что все входящие звонки обрабатываются цифровой АТС. Благодаря этому можно оперативно получить данные звонящего из базы 1С (имя, фамилию, отчество); в этом случае менеджеры FRANMER видят детали всех входящих звонков.

Поскольку FRANMER располагает большим количеством дилерских офисов в разных городах, всем сотрудникам компании необходим централизованный доступ к единой базе 1С. Данная функциональность и была реализована за счет переноса базы 1С в IaaS-облако «ИТ-ГРАД».

Опыт использования IaaS крупными (и не очень) компаниями - 2

Если обратиться к статистике, то станет понятно, что сегодня компании все чаще смотрят в сторону «облаков»: начиная с 2014 года популярность облачных технологий возрастает на 44% ежегодно, а суммарная стоимость оборудования, которое заменит облачная инфраструктура к 2018 году, оценивается в $79,1 млрд.

При этом одни организации переводят ИТ-инфраструктуру в облако полностью, другие – лишь её часть. Сеть универсамов «АБК» пошла по второму пути, осуществив перенос в облако провайдера виртуальных серверов с системой ServiceDesk.

«Мы пришли к выводу, что система ServiceDesk является непрофильным активом для компании и целесообразнее с экономической и технической точки зрения вынести ее в облако, – комментирует Дмитрий Зотов, руководитель отдела системного администрирования «АБК». – В силу того, что обслуживать решение собственными силами на собственной площадке оказалось дороже, чем использовать ресурсы IaaS-провайдера, который на этом профилируется, перевели сервис на облачную площадку».

Опыт использования IaaS крупными (и не очень) компаниями - 3

На данный момент базовая архитектура компании, которая включает Active Directory, почтовые и файловые сервисы и системы учета, работает «на месте» и контролируется ИТ-отделом компании. Однако в ближайшем будущем руководство «АБК» планирует перенести все эти сервисы в облако, в частности, в облако «ИТ-ГРАД».

Сеть универсамов «АБК» наглядно демонстрирует одну из стратегий перехода в облако: перенести один сервис «на пробу», а затем уже подтягивать остальные. Такой подход практикуют многие компании.

Например, ранее в этом году стало известно, что компания-гигант Netflix завершила перевод мощностей в облако и закрывает свой последний дата-центр. Поставщик фильмов перевел с локальных серверов платежную инфраструктуру, платформу больших данных, службы видеотрансляции, системы управления данными клиентов и сотрудников и многое другое.

Netflix – это популярный стриминговый сервис, который в часы пиковых нагрузок генерирует треть всего североамериканского интернет-трафика. Таким образом, получается, что Netflix – это крупнейшее облачное приложение. Переход в облако не оказался напрасным, более того, он был вынужденным. Согласно данным компании, количество пользователей сервиса увеличилось в восемь раз за последние 8 лет, а частота просмотров выросла чуть ли не в тысячу раз.

Опыт использования IaaS крупными (и не очень) компаниями - 4

При такой нагрузке поддерживать собственную инфраструктуру и наращивать мощности собственных ЦОД с каждым годом становится все труднее. Облако же позволяет оперировать тысячами виртуальных серверов и петабайтами дискового пространства. Сегодня Netflix – это одна из крупнейших компаний, работающих с виртуальной инфраструктурой. Единственное, что Netflix решила не переводить в облако, – это сети доставки контента, разворачиваемые на стороне отдельных сервис-провайдеров.

Система доставки контента кеширует видео на сайтах провайдеров, что улучшает производительность стриминговых сервисов. Для этого Netflix устанавливает собственные серверы на стороне интернет-провайдера и контролирует сеть за пределами облачной экосистемы облака. Сейчас frontend-сервисы Netflix работают на веб-серверах Tomcat и nginx, количество которых варьируется от 500 до 1000 в зависимости от запросов клиентов. Также компанией используются серверы баз данных NoSQL Cassandra, высокая производительность которых обеспечивается за счет системы распределенного кэширования объектов.

Опыт использования IaaS крупными (и не очень) компаниями - 5

На изображении выше показано, что переход на облачные технологии осуществлялся постепенно в течение нескольких лет. По словам вице-президента по разработке облачных решений Netflix Юрия Израилевского (Yury Izrailevsky), «переезд в облако оказался тяжелой работой».

«Покажусь банальным, но меня удивляют заявления о переносе всей инфраструктуры в облако за короткий срок. Ведь к ней относятся и традиционные системы десятилетней давности, а они вовсе не заточены под облако, – комментирует Юрий. – Перенос или развертывание таких приложений отнимает много сил и времени»

Но как это всегда бывает, после решения сложной задачи бывает полезно извлечь несколько уроков. Но еще полезнее извлекать уроки из чужого опыта, коим компания Netflix не преминула поделиться. Совет первый: не стоит спешить и разом переносить бизнес-критичные приложения. Сперва стоит провести анализ портфеля приложений и расставить приоритеты миграции. В этом случае не нужно ограничивать себя жесткими рамками, поскольку переход на облачные технологии может затянуться.

Совет второй: стоит помнить, что переезд в облако – это не просто перенос приложений. Нужно обязательно пересмотреть процессы и модель финансирования и не забывать про решения Agile, Lean и DevOps. Еще будет полезно использовать конфигурационные инструменты управления, такие как Puppet или Chef, и инструменты интеграции и развертывания Jenkins и Travis CI.

И, наконец, третий совет: помните, что, перемещая приложение в облако «как есть», вы тянете за ним существующие проблемы. Из-за этого вам в дальнейшем потребуется вносить изменения в архитектуру. Подумайте о движении в сторону микросервисов и использовании инструментов для эффективной работы с данными (например Redis, Memcached и MongoDB).

Переезд в облако не должен проходить спонтанно, особенно если речь идет о переносе сотен различных сервисов и тысяч компонентов. Здесь необходима стратегия поэтапной, плавной и безболезненной миграции. Спешка в этом вопросе – не помощник.

P.S. Наши другие материалы по теме:

Автор: ИТ-ГРАД

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля