Хотят ли разработчики работать в стартапах и быть их основателями — инфографика по результатам опроса

в 11:12, , рубрики: cofoundit, аналитика, Блог компании Мой круг, ит, карьера, Карьера в IT-индустрии, Мой круг, опрос, основатели, сотрудники, стартапы, управление персоналом
Комментарии к записи Хотят ли разработчики работать в стартапах и быть их основателями — инфографика по результатам опроса отключены

image

На этот раз «Мой круг» совместно с Cofoundit постарались узнать, как разработчики участвуют в стартапах: как с позиции сотрудника, так и с позиции основателя компании. Мы опросили более 3500 человек, пользователей «Моего круга» и «Хабрахабра». Более 90% опрошенных имеют свой аккаунт на «Моём круге» — это именно те ИТ-специалисты, которые откликаются на вакансии или размещают их на нашем сервисе.

Сначала мы узнаем немного об отрасли в целом: кто где работает, сколько зарабатывает, чем занимается, у кого есть опыт сотрудника, а у кого — основателя стартапа. Затем мы просим вспомнить самый интересный стартап, в котором довелось участвовать и сравним опыт сотрудников и создателей стартапов, у последних дополнительно узнаем про их опыт инвестирования и монетизации. Наконец, выясним у тех, у кого до сих пор не было опыта стартапа, что их мотивирует, а что останавливает от приобретения подобного опыта.

Отчёт получился довольно большим, но, на наш взгляд, крайне интересным и познавательным. Скучные цифры оформлены симпатичной инфографикой.

1. ИТ-отрасль в целом и первый опыт стартапа

Из этого блока вопросов мы выяснили, что в ИТ-отрасли по-прежнему доминируют мужчины в возрасте от 25 до 33 лет, большинство с высшим техническим образованием, работающие в небольших или крупных частных компаниях с зарплатами от 40 до 120 тыс. рублей.

У двоих из пяти есть опыт работы сотрудником в стартапе, а у одного из четырёх — опыт создания собственного стартапа. У большинства этот опыт связан с одним-двумя стартапами в области решений для бизнеса. Как правило, первый опыт стартапа случается в возрасте от 21 до 28 лет.

Сколько вам лет и каков ваш пол?

ИТ-индустрия — мужская работа: среди ИТ-специалистов на девять мужчин приходится только одна женщина. Средний возраст специалиста — 28 лет (по медиане). Половина специалистов находится в возрасте от 25 до 33 лет (нижний и верхний квартили). Четверть старше, четверть младше этого диапазона.

image

В какой области ваше образование и какого уровня?

Подавляющее большинство наших респондентов (86%) имеют высшее образование. Из них, у небольшой части неоконченное высшее образование, и есть также те, у кого несколько высших. Большинство указали, что имеют образование программиста (60%) или инженера (33%), также довольно много математиков (14%) и экономистов (9%).

image

В какой сфере деятельности ИТ вы сейчас работаете?

Среди мужчин, по сравнению с женщинами, более чем в 3 раза больше бэкендеров, в 2 раза больше мобильных разработчиков и в полтора раза больше разработчиков ПО. Зато среди женщин почти в 4 раза больше дизайнеров, маркетологов, продажников и контентщиков, почти в 3 раза больше тестировщиков, в полтора раза больше менеджеров. Одинаковую долю среди мужчин и женщин занимают фронтендеры и администраторы.

Таким образом, можно сказать, что мужчины больше занимаются производством, а женщины — коммуникациями с конечным потребителем.

image

В компании какого типа вы сейчас работаете и сколько зарабатываете в месяц?

Каждый третий ИТ-специалист работает в небольшой частной компании, каждый пятый в крупной частной компании. Меньше всего ИТ-специалистов задействовано в государственном секторе, тут работает только каждый шестнадцатый. В стартапах задействован каждый десятый.

Отношение доходов наиболее высокооплачиваемых ИТ-специалистов к доходам наименее оплачиваемых, то есть децильный коэффициент, примерно равняется 8. Это почти в 2 раза меньше, чем тот же коэффициент по всей России, который на конец 2015 года составлял 15.6 по данным федеральной службы государственной статистики (http://cbsd.gks.ru/).

image

Интересно взглянуть, как распределяется уровень зарплат в зависимости от типа компании. Сразу бросается в глаза, что распределение зарплат в стартапе более всего напоминает аналогичное распределение в крупной компании. При этом в стартапе, по сравнению с крупной компанией, чуть больше доля тех, кто получает самые высокие зарплаты, и значительно больше доля тех, кто получает самые низкие зарплаты.

image

Есть ли у вас опыт работы в стартапах как наёмного сотрудника, и есть ли опыт создания своего стартапа?

Опыт работы в стартапах, в качестве сотрудников, одинаков у мужчин и женщин, работающих в сфере ИТ: и те, и другие указали, что такой опыт есть у двоих из пяти. А вот опыт создания своих стартапов у мужчин оказался больше — такой опыт есть у каждого четвертого мужчины и у каждой шестой женщины.

image

Гораздо чаще в стартапах в качестве сотрудников работают эйчары и менеджеры — более половины специалистов данных сфер деятельности указали, что обладают таким опытом. Разработчики бэкенда и мобильных приложений тоже чаще других работают в стартапах — почти каждый второй из них сказал об этом. Реже всех в стартапах работают продажники, только каждый пятый сказал об этом. Также реже других в стартапах работают администраторы и разработчики ПО, среди них об этом сказал каждый третий.

Чаще других создают стартапы менеджеры — почти каждый второй из них указал про такой опыт. Контентщики, аналитики и маркетологи тоже более склонны к созданию стартапов, об этом говорит примерно каждый третий из них. Реже всех стартапы создают эйчары — только каждый двенадцатый говорит об этом. Также реже других стартапы создают тестировщики — только каждый десятый, среди фронтендеров и администраторов только каждый пятый заявил о таком опыте.

image

Любопытно посмотреть, в каких городах ИТ-специалисты чаще занимаются стартапами, а в каких реже. Мы взяли для анализа только самые крупные по числу указавших свой город в опросе. И обнаружили, что чаще всего опыт как сотрудника, так и основателя стартапа, указывают нижегородцы, а реже всего — новосибирцы. Забавно, что среди казанцев сильно увеличенный процент специалистов с опытом сотрудника, но крайне пониженный — с опытом основателя стартапов.

image

Откуда вы пришли в свой первый стартап?

Больше всего сотрудников рекрутируется в стартапы из коммерческих компаний, и это естественно, так как на их долю среди мест работы ИТ-специалистов приходится более половины. Но если вспомнить относительное распределение мест работы ИТ-специалистов, то мы увидим, что фрилансеры и выпускники ВУЗов более склонны впервые пробовать себя в стартапе. Менее склонны идти сотрудником в стартап специалисты, у которых уже было своё дело.

Если же мы посмотрим на то, откуда возникают создатели стартапов, то увидим, что по-прежнему, больше других склонны создавать свои стартапы те, кто работает в небольшой частной компании. А вот те, кто работает в крупной частной компании к этому уже склоняются уже гораздо реже. Относительно чаще других пробуют впервые создавать свои первые стартапы выпускники ВУЗов. Также более склонны к своим первым стартапам фрилансеры и те, у кого уже было своё дело.

image

В каком возрасте вы пришли в свой первый стартап?

Если сегодня средний возраст ИТ-специалиста — 28 лет, как мы видели раньше, то впервые пробуют работать в стартапах в возрасте 24 лет, а впервые пробуют его создать в возрасте 25 лет. Половина людей делают это в возрасте 21-28 лет.

image

Александра Томашевская, руководитель сервиса Cofoundit:

— Интересно, что средний возраст основателей стартапов, отобранных в очный Акселератор ФРИИ — тех, которые успели сделать продукт, добиться первых продаж и собрать команду — несколько выше: 30 лет. Так что полученные данные лишь подтверждают расхожее мнение: прежде чем сделать один успешный стартап, угробишь три.

В скольких стартапах вы работали как сотрудник, и сколько создали как основатель? Сколько суммарно времени на это потратили?

Для половины или даже больше опыт работы или опыт создания связан с одним стартапом. При этом, среди сотрудников, по сравнению с основателями, чуть больше тех, кто обладает опытом двух или реже трёх стартапов.

Сотрудники стартапов и их создатели тратят примерно одинаковое суммарное время на работу в стартапах. При этом, среди создателей, по сравнению с сотрудниками, чуть больше тех, кто занимается стартапами более пяти лет.

image

Из каких областей были стартапы, в которых вы работали как сотрудник и как основатель?

Основатели стартапов, по сравнению с сотрудниками стартапов, чаще говорят об опыте проектов в таких областях как: новостные порталы и сервисы для повседневной жизни. И реже — в таких областях как: решения для бизнеса, финансовые технологии и социальные сети.

image

2. Ваш самый интересный стартап: сравнение опыта сотрудника и создателя стартапа

В этом блоке вопросов мы попросили тех, у кого был опыт сотрудника или создателя, вспомнить самый интересный стартап, в котором довелось работать.

Мы выяснили, что сотрудниками чаще работают в более крупных стартапах, а основатели создают чаще более мелкие. Большинство стартапов, в которых работают или которые создают, ориентировано на Россию и относится к рынку B2B или B2C.

Создатели стартапов уделяют своему проекту гораздо меньше времени, нежели сотрудники тому проекту, в котором работают. При этом сотрудники получают вполне обычную зарплату, а вот основатели практически работают бесплатно.

Сотрудники стартапов в целом оценивают свой опыт участия в стартапах более позитивно, нежели основатели свой. При этом, и те, и другие, довольно одинаково оценивают пользу своего опыта для карьерного роста.

Действует ли сейчас самый интересный вам стартап, и сколько людей в нём работало?

Сотрудники стартапов чаще основателей говорят о том, что самый интересный стартап, в котором они участвовали, по-прежнему действует. При этом, довольно многие, почти каждый шестой, не следят за судьбой проекта, с которым они были связаны, и не знают о его текущем состоянии.

Сотрудники стартапов гораздо чаще работают в более крупных компаниях, нежели создают основатели. Большинство из них, а именно треть, говорят о работе в стартапе численностью более 10 человек. В то время, как две трети основателей создают проекты, в которых работает от 2 до 5 человек. В общем, это неудивительно. У стартапа на ранних стадиях обычно нет денег на наёмных сотрудников. Все работают бесплатно или за долю/опцион. Если компания не умирает, то начинает набирать людей за зарплату где-то после 5-го человека.

image

К какой области, какому типу и размеру рынка относится самый интересный вам стартап?

Когда речь заходит о самых интересных стартапах, большинство стартапов, в которых работают ИТ-специалисты, или которые они создают, рассчитаны на Россию, относятся к рынку B2B или B2C, и являются решениями для бизнеса.

Основатели стартапов, по сравнению с сотрудниками стартапов, чаще говорят об опыте проектов, рассчитанных на город, и реже — о проектах, рассчитанных на Европу или США. Они также чуть чаще говорят о стартапах на рынке C2C и в таких областях как: новостные порталы, рекламные технологии и игры. И чуть реже о стартапах в области финансовых технологий.

image

image

За что отвечали в этом стартапе?

Создатели стартапов отвечают в своём проекте практически за всё: начиная с разработки, и заканчивая продажами. В то время как сотрудники стартапов отвечают, в основном, за свою специализацию.

Слева — ответы с опытом сотрудников, справа — с опытом создателей стартапов.

image

Александра Томашевская, руководитель сервиса Cofoundit:

— На первых порах основатель стартапа просто обязан быть своего рода универсальным солдатом: разрабатывать MVP, придумывать дизайн и общаться с первыми клиентами. Но как только первая версия продукта готова, появляется потребность одновременно находить новых клиентов и развивать продукт. Чтобы в этом случае не потерять скорость, лучше сфокусироваться на том, что умеешь лучше, а другие компетенции закрыть сооснователем. Если вы крутой разработчик, найдите продюсера – человека со связями в индустрии, который возьмёт на себя контакты с покупателями и первые продажи. Если вы крутой специалист в индустрии – найдите технического директора, который придумает архитектуру продукта и наймёт команду разработчиков-фрилансеров.

О том, как правильно наращивать команду стартапа, читайте в статье: biznesmodeli.ru/minimalnaya-komanda-startapa-mvt-i-chisla-fobinachchi

Сколько времени вы уделяли этому стартапу и совмещали ли работу в нём с другой работой?

Создатели стартапов уделяют своему проекту гораздо меньше времени, нежели сотрудники тому проекту, в котором работают. Две трети создателей совмещают работу в своём стартапе с другой работой, в то время как только треть сотрудников делают это.

image

Александра Томашевская, руководитель сервиса Cofoundit:

— До того, как команда подаст заявку на инвестиции, многие сооснователи работают над проектом в режиме part-time, и это нормально. Но чтобы убедить инвесторов, что вы на 100% преданы продукту и готовы максимально быстро развивать продукт, хотя бы два человека должны быть полностью задействованы в проекте.

Поэтому нет ничего страшного, если на первых порах вы берёте разработчика или маркетолога, который готов работать только 10 часов в неделю. Но необходимо сразу договориться (а ещё лучше – прописать в партнёрском соглашении), при каких условиях ваш сотрудник перейдёт в проект на полную занятость. Если он совсем не готов этого сделать, то стоит задуматься – так ли ему интересен ваш проект.

Какая зарплата у вас была в этом стартапе?

Для сотрудников стартапов оплата их труда практически такая же, как и на всём ИТ-рынке: уровень получаемых доходов распределяется на три более менее равных сегмента. Хотя каждый десятый среди них отметил, что у него не было зарплаты вообще, что недопустимо для обычной компании. Для большинства же создателей стартапов их труд в стартапе совсем не похож на обычную работу: более половины отмечают, что не имеют в своих предприятиях зарплаты вообще.

Становится понятно, почему создатели уделяют работе в своём стартапе меньше времени и совмещают эту работу с другой: они просто вынуждены это делать, чтобы заработать себе на жизнь.

image

Как сотруднику была ли вам предложена доля в этом стартапе и если была, то какая? Как у основателя было ли закреплено ваше долевое участие юридически и какова была ваша доля?

Почти каждому третьему сотруднику стартапа предлагают долю в компании: чаще всего 5 или 10%, но и любых других вариантов тоже довольно много. У основателей разброс закрепляющихся за ними долей довольно мал: как правило, это 100 или 50%, гораздо реже 30%, остальные варианты редки. Это можно объяснить тем, что чаще компании создаются не более чем 1-2 людьми, которые являются и первыми её сотрудниками.

Слева — ответы с опытом сотрудников, справа — с опытом создателей стартапов.

image

Александра Томашевская, руководитель сервиса Cofoundit:

— К сожалению, статистика права: подавляющее большинство стартапов не заключает договор об опционе со своими сотрудниками. Отчасти это связано с тем, что соответствующиие правила не до конца прописаны в нашем законодательстве — или же фаундеры не вполне знают, как их использовать. Кроме того, часто в сооснователи в стартапе берут друзей, с которыми не принято подписывать формальные соглашения. И очень зря: у нас были примеры, когда команду одобряли в очный Акселератор, и когда становился актуальным вопрос о том, как разделены доли, участники ссорились, команда распадалась. И еще один фактор, справедливый в тех случаях, когда сотрудники присоединяются к стартапу на ранних стадиях: они не до конца верят, что стартап проживёт достаточно, чтобы приносить прибыль, и не настаивают на официальном оформлении своей доли в компании.

Другая проблема с распределением долей в стартапе связана с неправильным распределением долей между членами команды. Чаще всего доли делятся поровну. Это нормально на раннем этапе, пока стартап не приносит денег. Но потом сооснователи понимают, что у всех сотрудников разный вклад — по потраченному времени, по полезности, по уставному капиталу, по связям, которые были задействованы. Это приводит к тому, что доли приходится пересматривать, либо команда распадается.

О том как правильно делить доли, читайте в книжке Майка Мойера “Slicing the pie handbook”, очень рекомендую.

Как вы оцениваете свой опыт участия в стартапах?

Сотрудники стартапов в целом оценивают свой опыт участия в стартапах более позитивно, нежели основатели свой. При этом, они довольно одинаково оценивают пользу своего опыта для карьерного роста. А вот для профессионального и особенно личностного роста создатели видят гораздо больше пользы от своего опыта.

Слева — ответы с опытом сотрудников, справа — с опытом создателей стартапов.

image

Интересно посчитать, сколько сейчас зарабатывают те, у кого был опыт сотрудника или создателя стартапа. В следующем расчете мы не учитывали тех, кто отметил, что работает в стартапе в данный момент, таких, напомним, около 10%. Как видим, чем выше текущая зарплата, тем вероятней, что у специалиста был ранее опыт сотрудника стартапа. У бывших создателей стартапов всё сложнее: для большинства из них характерен самый высокий уровень зарплаты, в остальных зарплатных диапазонах бывшие стартаперы представлены сильно реже.

Слева — ответы бывших сотрудников, справа — бывших создателей стартапов.

image

3. Несколько дополнительных вопросов основателям стартапов

В этом блоке вопросов мы уточнили у тех, кто имел опыт создания своего стартапа, несколько моментов, связанных с инвестициями и монетизацией.

Мы выяснили, что только треть стартапов удаётся монетизировать, чаще всего это происходит за полгода, реже за год-два, а самым популярным способом монетизации служит подписка.

Инвестиции привлекает только каждый пятый стартап, при этом чаще других источником инвестиций выступают средства знакомых или свои собственные.

Смогли ли вы извлечь пользу из владения долей стартапа и если да, то какую?

Чуть больше трети основателей смогли извлечь пользу из владения своей компанией. Для большинства эта польза нематериальна: это получение опыта и возможность управления проектом. Каждый четвёртый смог получить дивиденды от своей доли, каждый шестой смог продать свою долю.

image

Какой тип монетизации был выбран для стартапа?

Любопытно, что подписка на услуги или контент заняла первое место среди способов монетизации. И действительно, по собственному опыту каждый может судить: то что раньше покупалось раз и навсегда, теперь всё чаще продается по подписке.

image

Удалось ли вашей команде монетизировать этот стартап и если да, до сколько времени занял выход на безубыточность?

Почти треть предпринимателей смогли монетизировать свой проект. Интересно, что почти половине из них это удалось сделать менее чем за полгода. Каждому пятому за год. Каждому шестому за два года.

image

Привлекал ли этот стартап инвестиции и если да, то какого типа инвестиции привлекал?

Только каждый пятый проект привлекал инвестиции: большинство из этих инвестиций были от друзей или свои собственные.

image

Искали ли вы сооснователя в этот стартап и если искали, то какую компетенцию хотели закрыть?

Каждый третий основатель искал себе сооснователя. При этом, он старался закрыть компетенции, прежде всего связанные с продажами и продвижением проекта.

image

4. Насколько вас интересуют стартапы: что мотивирует, а что останавливает?

В заключение, мы расспросили тех, у кого никогда не было опыта стартапа, что их может мотивировать на приобретение такого опыта, а что, наоборот, останавливает.

Рассматриваете ли вы возможность пойти работать сотрудником в стартап? Собираетесь ли вы создавать собственный стартап?

Две трети из тех, кто никогда не работал сотрудником в стартапах, рассматривают возможность пойти туда работать. Каждый седьмой, однако, такой возможности не рассматривает.

Более одной трети из тех, кто никогда не создавал своих стартапов, планирует это сделать. Каждый пятый, при этом, не планирует. Большая же часть затрудняется ответить.

image

Что вас может сподвигнуть пойти сотрудником в стартап? Что вас может сподвигнуть на создание своего стартапа?

И потенциальных сотрудников, и потенциальных основателей стартапов больше всего мотивирует хорошая идея проекта. Почти четверо из пяти говорят об этом. А менее всего и тех, и других, мотивирует перспектива выхода на мировой рынок. Тем не менее, каждый третий говорит об этом.

Интересно, что для будущих сотрудников стартапов гораздо важнее хорошая зарплата, нежели хорошая доля в проекте. Также любопытно, что для будущих создателей стартапов важнее хорошая команда, чем возможность инвестиций.

image

Что вас останавливает пойти сотрудником в стартап? Что вас останавливает от создания своего стартапа?

Потенциальных сотрудников стартапов больше всего останавливает отсутствие постоянного и стабильного дохода. Не менее важны для них также хорошая идея и хорошая команда. Об этом говорит каждый второй или более. Потенциальных создателей стартапов больше всего останавливает, опять же, отсутствие хорошей идеи. А также отсутствие склонности к предпринимательству. Об этом говорит почти каждый второй.

Сложности карьерного и профессионального роста менее всего останавливают будущих сотрудников и основателей стартапов. Чуть выше мы получили объяснение этому: для большинства и тех, и других, стартап наоборот даёт толчок как карьерному, так и профессиональному росту.

image

Александра Томашевская, руководитель сервиса Cofoundit:

— На мой взгляд, это очень важный инсайт для стартаперов, которые ищут сотрудников.

Часто к нам приходят основатели проектов с классическим вопросом: «Мы ищем сотрудника уже три месяца. Почему у нас никто не хочет работать?!». Чтобы убедить крутого эксперта работать в стартапе, нужно:

  • Внятно объяснить суть проекта, какую проблему вы решаете и чем вы лучше конкурентов. Это первый шаг к тому, чтобы ваши будущие сотрудники поверили, что проект взлетит.
  • Объяснить, какие именно задачи придётся решать будущему сотруднику, чтобы он понимал, в чем будет заключаться его развитие. Никаких «сложных и интересных задач» — только конкретика!
  • Объяснить, какими уникальными компетенциями или опытом обладает ваша команда, почему будущему сотруднику будет полезно работать вместе с вами. Например, если вы прошли отбор в очный Акселератор ФРИИ – напишите об этом! Это прибавит кандидатам уверенности в вашем проекте.

Автор: Мой круг

Источник

Поделиться новостью