Разработчик хочет уйти в стартап. Что делать работодателю?

в 14:31, , рубрики: Автор, авторское право, Законодательство в IT, интеллектуальная собственность, права разработчиков, право, разработка

Обыкновенная история. Но не самая простая

Как правило, разработчики создают свой бизнес, уже имея в голове несколько сногсшибательных идей. Которые, внимание, они уже начали воплощать в жизнь на предыдущем месте работы. С места в карьер никто не прыгает.

В этой статье поговорим о том, как работодателю обезопасить себя от работников, которые, захотев уйти из компании, пожелают прихватить с собой несколько десятков-сотен разработок и ценных идей.

В первую очередь, вспомним: идеи не охраняются авторским правом. Охране подлежит их реализация в виде созданных продуктов: текст, исходный код, картинка.
С разработками проще. Работодателю достаточно выстроить стройную систему управления объектами интеллектуальной собственности в компании, чтобы спать спокойно и при возникновении спора не пытаться оформить доказательства задним числом.

Теперь по порядку.

Служебное произведение – это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Если продукт с самого начала обладает статусом служебного произведения, права работодателя и автора (группы авторов) распределяются следующим образом:

  1. За автором (работником, группой работников) закрепляются личные неимущественные права на произведениеправо авторства (право признаваться автором произведения), право на имя (право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно), право на неприкосновенность произведения (недопустимо внесение в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями). Эти права неотчуждаемы и непередаваемы, отказ от этих прав ничтожен. Для их возникновения требуется лишь факт создания произведения в объективной форме.Создан логотип, написан исходный код – личные неимущественные права автоматически возникли у автора или группы сотоварищей. Не соблюдать авторские права работодатель не вправе: за это может наступить ответственность. Например, автор может потребовать компенсацию морального вреда.
  2. За работодателем закрепляются исключительные, т.е. имущественные права на произведение. Работодатель получает право использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Например, продать права на произведение. Или запретить его использования. Или, наоборот, разрешить использовать произведение другим лицам.

Каждый раз, устанавливая, является ли произведение служебным, суды исследуют, входило ли задание создать конкретное произведение в пределах должностных обязанностей работника:

  • если работодатель не давал конкретного задания – созданное произведение служебным не является, и исключительное право на него принадлежит работнику.

Более того, даже если автор при создании произведения пользовался материалами, принадлежащими работодателю, это не дает основание полагать, что созданное произведение является служебным. А при возникновении спора между автором и работодателем содержание должностных обязанностей работника и факт создания произведения в их пределах доказываются именно работодателем.

Чтобы произведение приобрело статус служебного, работник должен иметь обязанность по его созданию. А наделить его этой обязанностью должен именно работодатель.

Как обязать работника создать произведение?

1. Заключить с работником трудовой договор. Произведения, созданные по гражданско-правовому договору, служебными не признаются, исключительные права на них принадлежат авторам.

2. Письменно установить обязанность работника создавать произведения в рамках должностных обязанностей.

2.1. В трудовом договоре: «Работник обязан составлять конструкторскую документацию. Созданные в результате труда работника чертежи и эскизы являются служебными произведениями».

2.2. В должностной инструкции: чем более конкретно будут описаны обязанности, тем лучше. Действия работника должны быть описаны максимально подробно и указывать на творческий характер выполняемой работы.

2.3. В локальных нормативно-правовых актах, коими могут стать:

  • Соглашение о распределении исключительных прав на результаты труда
  • Положение о создании служебных произведений
  • Регламент по постановке задач работникам
  • Приказ о начале работы над проектом с четким описанием результатов, которые планируется достигнуть
  • Регламент по созданию отчетов работников о созданных в рамках трудового договора произведениях

2.4. В отчетных документах работника перед работодателем:

  • Приказ о постановке служебного задания конкретному работнику
  • Отчет о выполнении служебного задания
  • Акт о передаче результата выполнения служебного задания, подписанный обеими сторонами трудового договора

О чем еще стоит позаботиться работодателю?

  1. Работодатель должен поддерживать статус служебного произведения путем его использования. В течение трех лет со дня получения служебного произведения в распоряжение, работодатель обязан: либо начать его использование, либо передать исключительные права на него третьим лицам, либо сообщить автору о сохранении произведения в тайне. В противном случае исключительное право на него возвратится автору.
  2. Работодатель должен выплатить автору вознаграждение за использование произведения.

Запомнить стоит раз и навсегда: заработная плата не может включать в себя вознаграждение. Премия в рамках трудового договора – не является вознаграждением.Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом.

В заключение: мы по-прежнему свободны в заключении договоров. Поэтому исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, только если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Стороны своим соглашением вольны устанавливать другие порядки распределения прав на произведение.

В любом случае: думать над тем, кому будут принадлежать права на тот или иной объект творчества, нужно заблаговременно. Дабы потом не тратить силы, время, деньги на урегулирование споров, а главное – не портить взаимоотношения со своими работодателями / работниками.

Автор: LocAround

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js