DevRel за копейки

в 17:14, , рубрики: brand, devrel, event, hr-бренд, meetup, techtalk, брендинг, Социальные сети и сообщества, управление персоналом

Практически любая компания дорастает до момента, когда желает, чтобы о ней узнали все вокруг. Я не буду сейчас давать пошаговый план достижения всемирной популярности, но расскажу, с чего следует начать, чтобы не спустить целое состояние. 

Меня зовут Юля Избякова, я Head of IT HR в Зарплате.ру. Занимаюсь не только HR-процессами, но и развитием направления DevRel (от англ. developer relations — отношения с разработчиками) — продвижением бренда компании среди технических специалистов, выстраиванием связей с IT-индустрией. Если по-простому, DevRel — это то, как видят вашу компанию айтишники, которых вы хотите пригласить на работу. 

Почему я могу об этом рассказывать? Потому что уже на протяжении 5 лет в разных IT-компаниях, занимаюсь организацией митапов, техтолков, трансляции для IT-инженеров в Новосибирске. Ещё несколько раз делала партнёрские стенды для конференции CodeFest, готовила спикеров и сама была спикером и фасилитатором. 

Конференция RndTechConf 2021
Конференция RndTechConf 2021

Когда звать DevRel?

Когда понимаете, что о вашей компании должны узнать больше людей – ищите себе DevRel’a. Чаще всего это осознание приходит, когда начинаются проблемы с наймом, и когда на интервью очень долго рассказываете, что вы за компания, почему работать у вас это здорово и классно. Но в этот момент нужно чётко понимать, что само развитие IT-бренда не даст моментальных результатов, так как это работа вдолгую.

У меня часто спрашивают, какая задача у DevRel-специалиста? Привожу пример с “зелеными и красными огоньками” из книги “Комьюнити-менеджмент” Влада Титова.
Огонёк — это те эмоции, которые возникают у вас в голове, когда слышите или читаете о той или иной компании. Зелёный огонёк — положительные эмоции, красный— негативные. 

В моём понимании, DevRel должен сделать так, чтобы у бОльшего числа разработчиков города, страны или мира в головах вспыхивали те самые “зеленые огонёчки”. Это основная задача, которую я ставлю перед собой и своей командой.

Где искать DevRel’ов?

Идеальный вариант — это когда есть инициативный инженер из разработки, который готов стать оунером DevRel-проекта. Он легко найдёт общий язык с инженерами, будет продвигать не только IT-бренд компании, но и свой личный. 

Таких оунеров в компании может быть и несколько. Так можно создать гильдии по направлениям, например Frontend, QA или DevOps, что будет привлекательно для IT-сообщества. Это идеальный расклад, так как ребята уже заряжены, чтобы делиться знаниями, готовы сделать вокруг себя комьюнити. Останется только помочь им с организацией и поощрять инициативу.

Второй вариант  — взять на DevRel HR или Event-менеджеров. Главное, чтобы они были “на одной волне” с разработчиками. 

Третий вариант  — нанять человека с рынка IT. Понадобится время, чтобы его заонбордить и погрузить в продукт, познакомить со всеми процессами. 

И крайний случай — нанять агентство, которое за вас сделает всё по техническому пиару. Я считаю это исключительной мерой, так как она может быть слишком дорогой для компании, а я обещала рассказать про DevRel за копейки.

С чего начать?

Предположим, что DevRel-специалиста вы нашли. Пусть даже называться он будет по-другому, главная его обязанность будет — отвечать за IT-бренд команды. Что дальше?

Чтобы было не так страшно стартовать, сначала стоит взяться за внутренние ивенты для своей команды — митапы, воркшопы, техтолки и прочее 

Стоит помнить, что основной способ распространения информации о вас, как о технологичной компании — ваша команда разработки, с неё и нужно начинать.

Приведу несколько примеров недорогих ивентов, которые можно сделать для своих инженеров внутри компании. Все они взяты из личного опыта.

  1. Внедряйте новые технологии через доклады с конференций. Хотите что-то изменить в процессах компании – найдите стоящий доклад на необходимую вам тему, скорее всего, кто-то уже выступал с ней. Посмотрите доклад вместе с командой.

    Изучите и обсудите информацию вместе: как это можно реализовать в ваших продуктах или процессах. Будет круто, если устроите уютную встречу, например, с пиццей и напитками. Конечно, можно просто всем разослать доклад и пообщаться в чате, но лучше сделать из этого событие, пусть и компанейское. 

    Стоимость ивента: около 500 рублей на человека. 

  2. Создайте отдельный канал в корпоративном мессенджере, в котором команда разработки сможет обмениваться полезными статьями, видео, курсами и пр. У нас в Зарплате.ру этот канал называется @guilds. Пополняйте контент, просите коллег постить  туда  информацию, со временем всё заработает само. Поищите в команде ответственного инженера, который станет оунером этого канала и будет в начале хотя бы раз в неделю шарить полезную информацию. Дальше все подтянутся автоматически.

    Стоимость: 0 рублей.

  3. Посещение митапов других компаний. Увидели какое-то интересное профильное событие  в городе — сходите на него всей командой, всех всё равно не схантят :-)

    Послушайте, о чём рассказывают другие, задавайте неудобные вопросы, пообщайтесь с коллегами из других IT-компаний , покажите вашу экспертизу. После встречи обсудите со своей командой, что было  интересно и понравилось, а что нет.

    Стоимость: 0 рублей.   

  4. Организуйте внутренний митап/воркшоп. В этот момент возникает  вопрос: “А про что мы можем рассказать?”. Да, про всё, что угодно, про то, в чём вы сильны. Это не обязательно должен  быть технический митап. На первых порах главное — показать коллегам, что “дома” выступать не страшно, что вы их поддержите. Выступайте сами, попросите выступить ТОП-ов, заразите их своим примером.

    Расскажите про софтовые вещи: как проводить 1-on-1, как проводить собеседования, как составить себе план развития. 

    Обсудите темы процессов. Поделитесь личным  опытом — это всегда заходит. Ещё можно говорить о прочитанных книгах. Если кто-то увлекается инвестициями, пусть эти ребята поделятся с командой инсайтами, как “начать инвестировать без ошибок”. Из моего опыта — однажды даже был воркшоп по тому, как правильно бегать на лыжах.  

    Со временем, если поставить подобные ивенты на поток, начнётся цепная реакция, и практически каждый захочет чем-то поделиться. 

    Стоимость: от 0 до 500 рублей на человека, если с едой и напитками

  5. Если уж вашим ребятам совсем нечего рассказать, позовите внешнего эксперта. Внешним экспертом может стать человек из другой компании, учебного заведения, который силён в какой-то области знаний. Возможно, он уже выступал где-то на митапах в вашем городе или это ваш знакомый, который хочет начать карьеру спикера. Зовите, не бойтесь, обмен знаниями любят все. Заранее запросите у команды, про что им было бы интересно послушать. 

    Стоимость: от 0 рублей до 500 рублей на человека, если с фуршетом. В знак благодарности эксперту можно подарить что-то из мерча вашей компании.

Внутренний митап в Зарплате.ру
Внутренний митап в Зарплате.ру

Что можно сделать с минимальными затратами за рамками компании:

  1. Митап с пиццей и напитками для гостей в офисе — старо как мир, но продолжает работать. Могут выступить и ваши коллеги, и приглашённые спикеры.

    Подобное мероприятие можно организовать где-то в баре или на коворкинг-пространстве. Главное — соблюдать  периодичность, проводить его, например, раз в месяц. Такой ивент легко перевести и в онлайн, для тех, кто на удалёнке. 

    Стоимость: в среднем от 800 рублей на человека, с едой, напитками, бейджиками и мерчем для участников.

  2. Комьюнити в барах — подходит в тех случаях, когда у вас есть оунер какого-то направления. Например, можно раз в месяц собирать ребят, которые пишут на PHP. Оунер предлагает для обсуждения пару-тройку тем, и в течение первых двух часов все обсуждают их, а потом просто общаются, налаживают нетворкинг. 

    В таком формате организаторам необязательно платить за всех, может быть вариант с welcome drink (приветственным напитком) или вообще — каждый платит сам за себя. Таким образом, вокруг вас формируется плотное IT-комьюнити, где каждый знает о других участниках, процессах компании. 

    Стоимость: от 0 рублей.

  3. Экскурсии по офису — формат “просто познакомиться с компанией”. Если у вас крутое рабочее пространство, вам есть чем гордиться и что рассказать — проведите “день открытых дверей”. Пригласите коллег из других компаний, познакомьте  их  с внутренней кухней вашей команды, с офисом, покажите как вы работаете.

    Стоимость: от 0 рублей, если без угощений и напитков.

  4. Участие в конференциях. Возможно, кто-то об этом не знал, но чаще всего спикеры едут на конференции за счет организаторов. Билет на конференцию покупать не надо, перелёт и проживание в гостинице обычно тоже оплачивает принимающая сторона. С вашей компании — спикер с готовым докладом. 

    Первый раз будет нелегко, зато профит заметите сразу — повысите узнаваемость вашего бренда, сотрудники познакомятся с коллегами по отрасли, наберутся свежих идей от смены обстановки и новых знаний. Выступать там, кстати, тоже не обязательно с техническими темами, можно рассказать про менеджмент,  провести “квартирник”, где вы будете только фасилитатором — подойдёт для случаев, когда кажется, что вам  “нечего сказать”. 

    Стоимость: командировочные и брендированный мерч для спикера. 

    Раз уж я перешла к конференциям, то есть еще один лайфхак. Даже если вы не спикер, а участник, то можете собрать несколько человек в экспертной зоне, там обычно  в свободном доступе стоят доски-флипчарты, и обсудить с ними любую тему. Про эту активность можно чуть заранее написать в чате участников конференции. 

  5. Пишите статьи на Хабр, в VС.ru или в другие СМИ. Это хороший способ продвижения вашего IT-бренда, особенно, если вы или ваши коллеги стесняетесь устных коммуникаций.  Писать можно не только про разработку, но и про DevRel или ретроспективу с профильных конференций — какие доклады, по вашему мнению, были самыми интересными и почему. Говорить об особенностях корпоративной жизни компании.

    Стоимость: 0 рублей.

  6. Подружитесь с тематическими Telegram-каналами. Это обычно стоит денег, но если будете через них анонсировать ивенты — ваши охваты вырастут. 

    Для любителей онлайна можно организовать своё комьюнити в Telegram. Придётся позаботиться о создании годного  контента и выстраивании  периодичности публикаций. 

    Стоимость: от 0 рублей

  7. Наше с Зарплатой.ру самое любимое — свои афтепати после конференций для нетворкинга. Подороже, чем всё предыдущее, но очень “весело и пьяно”. Суть в том, чтобы после какой-то конференции или митапа собрать желающих в уютном баре, чтобы в расслабленной обстановке поболтать о разработке. Нет какой-то темы, нет строгого формата, просто отдыхаем и обмениваемся впечатлениями после ивента. 

    Такие штуки происходят не очень часто, поэтому компания готова потратить деньги на закуски и напитки для всех. Горячую еду гости заказывают за свой счёт. 

    Стоимость: от 1500 рублей на человека.

Tech Talks Зарплаты.ру
Tech Talks Зарплаты.ру

Как мы считаем бюджеты, и что по минимуму в них может входить (расчет стоимости сделан на основе мероприятий в Новосибирске):

Для внутренних ивентов в офисе: 

  • Пицца — 250 руб./чел. (1 пицца на 4 человека)

  • Пиво — 200 руб./чел. (1 литр на 1 человека)

  • Снеки — 30 руб./чел. (1 маленькая упаковка чипсов/сухариков/арахиса на человека)

  • Соки и кола — 50 руб./чел. (0,5 литра на человека)

Итого: 503 рублей на 1 человека

Расчеты для митапа в офисе с гостями: 

  • Пицца — 250 руб./чел. (1 пицца на 4 человека)

  • Пиво — 300 руб./чел. (1,5 литра на человека)

  • Снеки — 50 руб./чел. (1 средняя упаковка снеков)

  • Соки и кола — 50 руб./чел. (0,5 литра на человека)

  • Бейджи — 5 руб./шт. (наклейки с дизайном)

  • Блокнот + ручка — 100 руб. (с дизайном компании)

Итого: 755 рублей на 1 человека.

Расчёт для ивента в баре: 

Депозит 1000-1500 рублей на человека. В это входят частичная аренда бара и обслуживание, закуски в виде пивных тарелок и пиццы на столы, welcome-бокал пива каждому гостю. 

Итого: 1500 рублей на 1 человека.

Как всё это воплотить и не разорваться?

Определите целевую аудиторию, найдите “ваших” людей на рынке. Постарайтесь вычленить из всего потока информации, что им нравится и какие форматы взаимодействия с вашей компанией близки, начинайте с самых простых.

Не стоит делать всё разом. Выберите интересный формат и поддерживайте периодичность. 

Экспериментируйте. Если что-то сделали и поняли, что для вашей аудитории такой формат не подходит, не повторяйте, пробуйте  другое. Примеряйте разные виды  ивентов и  оценивайте отклик, остановитесь на том, с какого будет самый позитивный отклик.

Игра "100 к 2" на Tech Talks Зарплаты.ру
Игра "100 к 2" на Tech Talks Зарплаты.ру

Как измерить результат?

Собирайте фидбек после каждого ивента, даже внутреннего. Введите метрики оценки мероприятий: количество гостей, прирост новых пользователей в ваших корпоративных соцсетях,  конверсия из зарегистрированных на ивент в пришедших по факту, спрашивайте у нанятых ребят, посещали ли они ваши ивенты до трудоустройства, что слышали о компании.

То есть изначально поймите, что вы будете мерить и какие результаты вы ожидаете. 

Какие метрики есть у нас для внешних ивентов: 

  • Количество регистраций и количество пришедших на людей на мероприятие 

  • Средняя оценка ивента (фидбэк после ивента) 

  • Прирост новых пользователей в социальных сетях в группах нашего технического бренда

  • Количество лояльных гостей (те кто постоянно ходит и те, кто готов выступить на нашей площадке) 

  • Количество людей, которые сами изъявили желание прийти к нам на интервью после наших мероприятий (небольшое пояснение: мы не хантим никого на самих ивентах, не делаем потом рассылки с вакансиями и не передаем списки пришедших рекрутерам, чтобы они всех обзвонили)

Как понять, что это работает?

Это работает! Вы не ощутите сразу, но компанию начнут больше узнавать. Метрики это подтвердят. 

Внутренние ивенты повысят вовлеченность и лояльность команды. Коллеги поймут, что для вас ценно их желание делиться экспертизой. Поощряйте их за инициативу, рассказывайте на всю компанию о том, что вы делаете, соблюдайте регулярность и всё заработает как “снежный ком”. 

Внешние ивенты работают также, сначала к вам придут 20 человек, потом 40 потом 100. И “ваши люди” будут о вас хорошо откликаться и рассказывать другим. 

Главное всё делать с душой.

Напоследок, я хочу посоветовать не хантить на ивентах — это испортит вам всю карму. Ребята с “зелёными огоньками” сами придут в вашу компанию, потому что круто работать в публичной команде, которую знают и уважают в IT-тусовке.

Автор: Yulia Izbyakova

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js