Как в СССР копирайт продлевали

в 12:46, , рубрики: авторское право, копирайт, общественное достояние, СССР

Многие слышали про эпопею с продлением авторских прав в США — так называемый «Закон о защите Микки Мауса». Такие законы принято связывать с интересами крупных правообладателей, в данном случае студии «Дисней». Однако в XX веке авторские права вообще часто продлевали — и делали это все страны, в том числе СССР. При этом в СССР (и в новой России) авторское право менялось чаще и серьезнее, чем где бы то ни было: от нулевой защиты до действующих 70+ лет. И, что самое любопытное: у нас неоднократно возвращали произведения из общественного достояния и из государственной собственности, в результате чего многие работы по нескольку раз переходили из public domain под защиту и обратно.

Как в СССР копирайт продлевали - 1

Сейчас расскажу обо всем подробнее, но вначале — почему меня вообще заинтересовала тема советских произведений? В конце десятых годов я написал и издал книгу о главном здании (высотке) МГУ. Я хотел использовать в ней массу исторических фотографий и документов, но в процессе выяснил, что большинство этих материалов под копирайтом (!) При этом 1) материалы лежат в архиве, который просит деньги за их публикацию 2) материалы созданы по заказу государственных организаций и опубликованы ими (газеты, студии кино и т.п.) Тут мне стало интересно, почему так происходит: я плачу деньги архиву, плачу условному фотобанку, а автор все равно может прийти и предъявить мне иск?

Сейчас будет подробный ответ.

Ссылка на Большую Серьезную Версию этой статьи

Эту статью я написал на основе нашей с Виталием Елисеевым научной публикации «Проблемы продления срока действия авторских прав». Оригинал можно прочитать по ссылке: Елисеев В.И., Янковский Р.М. Проблемы продления срока действия авторских прав // Предпринимательское право. 2016. № 2. С. 70 – 78.

Революционные перегибы и обнуление авторских прав

До революции в России действовал чрезвычайно прогрессивный Закон «Об авторском праве» 1911 года. Он устанавливал срок защиты авторских прав на литературные, музыкальные и художественные произведения в течение жизни автора и 50 лет после его смерти (спойлер: Россия вернулась к этому через 80 лет). Авторские права были достаточно подробно урегулированы; с ведущими державами заключили специальные соглашения, чтобы разрешать конфликтные случаи.

 1911: авторское право действует в течение жизни автора + 50 лет

 После революции закон «Об авторском праве» отменили (вместе со всем Сводом законов Российской империи). Страна экспериментировала с «революционной целесообразностью», и приняли несколько декретов, практически отменивших авторские права. Названия говорят сами за себя: «Об отмене наследования», «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», «Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей…», «Об издании сочинений русских писателей»... В частности, запретили наследовать авторские права, произведения массы писателей принудительно передали в общественное достояние вместе с национализацией типографий и т.д. Если вам интересно, об этом хорошо написано в статье Ивана Панкеева «Российское авторское право XX века в нормативных актах».

1918: авторское право не действует

Позже самые одиозные декреты откатили и авторские права вернулись. В 1925 г. срок авторских прав определили в 25 лет с момента публикации произведения, при этом не более 15 лет в случае смерти автора. Однако многие произведения охранялись меньше: фотографии — 5 лет, киносценарии, киноленты, периодические издания — 10. С момента создания, а не смерти автора.

1925: авторское право действует 5—25 лет с момента публикации

В 1928 году срок охраны продлили: «в течение жизни автора и 15 лет после его смерти». Правда, сокращенные сроки охраны некоторых произведений сохранятся до конца 1960-х годов: советские фотографии охранялись от 5 до 15 лет (в зависимости от того, в какой республике СССР они были сняты).

В связи с законом 1928 года многие произведения, перешедшие в общественное достояние, вернулись под защиту авторского права. Это был первый такой возврат и, пожалуй, самый безболезненный. Дальше будет жестче.

Николай Островский написал "Как закалялась сталь", будучи неизлечимо больным, и через два года умер. В соответствии с законодательством того времени, роман перешел в общественное достояние уже через 15 лет.

Николай Островский написал "Как закалялась сталь", будучи неизлечимо больным, и через два года умер. В соответствии с законодательством того времени, роман перешел в общественное достояние уже через 15 лет.

1928: авторское право действует в течение жизни автора + 15 лет

Следующая точка — 1973 год. СССР присоединяется к Всемирной конвенции об авторском праве, установившей единый срок защиты авторских прав по всему миру. Защиту всех объектов авторских прав (фото, текстов, изображений) привели к единому знаменателю: в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти. Произведения, уже перешедшие в общественное достояние по старым правилам, не возвращались под защиту: например, фотография, сделанная в 1960 году в Азербайджанской ССР, оставалась в общественном достоянии, даже если ее автор был жив.

1973: авторское право действует в течение жизни автора + 25 лет

Всемирная конвенция об авторском праве были принята при Сталине, но СССР присоединился к ней только при Брежневе

Всемирная конвенция об авторском праве были принята при Сталине, но СССР присоединился к ней только при Брежневе

Постсоветские законы и приватизация советских произведений

Следующее продление — начало 1990-х. В 1991 году приняли еще советские Основы гражданского законодательства, прописав для новых произведений срок в 50 лет после смерти автора (тут мы наконец вернулись к дореволюционным срокам защиты). А через два года приняли закон РФ «Об авторском праве…», который распространил новый 50-летний срок на все ранее созданные произведения.

Представьте: автор умер в 1960 г., его произведение в лучшем случае охранялось до 1985 года. Но в 1993 году срок продлили, и произведение до 2010 года снова попадает под защиту авторских прав. Профит!

Или автор умер в 1955 году; тогда его произведение охранялось всего 15 лет, до 1970 года. До 1993 года оно в общественном достоянии, а потом...

Среди юристов разгорелись споры: понятно, что возврат такой кучи произведений из общественного достояния — дело рискованное. Массу произведений успели перевести, экранизировать, создать производные работы и т.д. — теперь все эти производные вещи стали вне закона. Но советские авторы и их наследники уже вдохнули воздух свободы и отступать не собирались: писали открытые письма, давили на депутатов и в итоге добились-таки нужной формулировки. В 2006 год точку в споре поставил Верховный суд, однозначно подтвердив, что советские произведения вернулись из общественного достояния.

1990/1993: авторское право действует в течение жизни автора + 50 лет

В 2004 г. 50-летний срок увеличили еще на 20 лет, а в 2008 году (с принятием 4 части Гражданского кодекса) этот срок тоже распространили на все старые произведения. В итоге масса произведений вернулась из общественного достояния дважды: вначале в 90-х годах, а потом в нулевых.

Пока продление сроков 2004/2008 года — последнее в нашей стране. Также это последний массовый возврат произведений из общественного достояния. С 2009 года у нас действует единый срок защиты авторских прав — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. Этот срок также действует в большинстве стран мира, поскольку прописан в Бернской конвенции.

2004/2008: авторское право действует в течение жизни автора + 70 лет

Итак, сколько же длились авторские права в СССР?

Я собрал график в Excel и раскрасил его в фотошопе:

График показывает дефолтный срок авторских прав. Были исключения — например, фотографии до 1970-х годов охранялись 5-15 лет с момента публикации. Или — произведения ветеранов защищаются дольше на 4 года.

График показывает дефолтный срок авторских прав. Были исключения — например, фотографии до 1970-х годов охранялись 5-15 лет с момента публикации. Или — произведения ветеранов защищаются дольше на 4 года.
Если вы предпочитаете изучать картинки в альбомном формате...
Каждый зубчатый "навес" — это возврат произведений под копирайт из общественного достояния. В мире такое нечасто встретишь.

Каждый зубчатый "навес" — это возврат произведений под копирайт из общественного достояния. В мире такое нечасто встретишь.

Почему возврат из общественного достояния — это плохо?

Восстановление охраны авторских прав произошло дважды за короткий промежуток времени — в 1993 и 2008 годах. Из-за этого некоторые произведения по два раза переходили в общественное достояние и возвращались под копирайт.

Например, возьмем фотографию церкви Вознесения Господня в Коломенском, сделанную Иваном Барщевским в 1930 году. Иван Фёдорович умер в 1948 г.

И.Ф. Барщевский — патриарх российской и советской архитектурной фотографии. Он снял тысячи объектов культурного наследия по всей стране.

И.Ф. Барщевский — патриарх российской и советской архитектурной фотографии. Он снял тысячи объектов культурного наследия по всей стране.
  • В первый раз она переходит в общественное достояние 1 января 1940 г. и может свободно использоваться до 3 августа 1993 г.

  • С 3 августа 1993 г. по 31 декабря 1998 г. авторские права на фотографию вновь действуют.

  • С 1 января 2000 г. по 31 декабря 2007 г. фотография второй раз в общественном достоянии.

  • С 1 января 2008 г. авторские права вновь действуют.

  • Права окончательно (по крайней мере, пока) истекли 31 декабря 2018 г.

Таким образом, за 85 лет, прошедшие с момента создания фотографии, она охранялась 24 года, а 61 год была в общественном достоянии. Все это время автор (и его наследники) скорее всего не интересовались произведением, оно публиковалось где попало, в том числе без указания автора. Такие произведения называют «сиротскими» (orphan works): личность автора невозможно установить. А в 1990-х годах масса таких произведений вернулась под копирайт наследников.

Взять мой кейс: советские фотографии. Во многих журналах (например, «Архитектура СССР») фотографии даже не подписывали, а штатных фотографов перечисляли где-то в конце через запятую. То есть в самом журнале не найти информации, кто какую фотографию сделал. Но даже такие, «сиротские» произведения нельзя использовать без разрешения правообладателя. И если я опубликую фото из журнала в книге, ко мне в любой момент может прийти автор (а скорее, его наследник) и вполне законно отсудить много денег.

Фотография Евгения Халдея "Знамя Победы над Рейсхтагом" — работа, засветившаяся сразу в нескольких судах между наследниками фотографа и различными медиа, в том числе зарубежными.

Фотография Евгения Халдея "Знамя Победы над Рейсхтагом" — работа, засветившаяся сразу в нескольких судах между наследниками фотографа и различными медиа, в том числе зарубежными.

Получается, что единый срок в 70 лет — это, с одной стороны, удобно (не нужно знать дату создания произведения, только дату смерти автора). Но, с другой стороны, создает массу неопределенности из-за возврата работ из общественного достояния.

Может быть, вы спросите: но ведь все эти фотографии опубликовали государственные журналы, авторы получили за них гонорары — разве этого недостаточно, чтобы работа перешла в общественное достояние? Разве я не могу опубликовать фотографию из журнала «Смена» или карикатуру из «Крокодила», ведь их авторы уже получили компенсацию из советского бюджета?

Дело в том, что в советское время действовал другой режим служебных произведений (созданных по заказу работодателя в рамках служебных обязанностей). Советское право сохраняло за автором права на такие произведения. Поэтому Стругацкие, к примеру, могли напечатать один и тот же рассказ вначале в толстом журнале, потом в отдельной книге, параллельно разрешать постановки на радио и т.п.; издательство не могло запретить автору опубликовать то же самое произведение где-то еще. В СССР это было оправданно: все издательства и журналы были государственными, и между собой они за авторов не конкурировали. А гонорары за произведения, легально изданные за границей, государство почти полностью забирало себе. За нелегальный «тамиздат», понятное дело, можно было и присесть.

Поэтому на практике большинство авторов своими правами не особенно пользовались. Например, фотограф газеты "Советский Союз" по заданию редакции сфотографировал какое-то мероприятие, отдал негативы в редакцию (или проявил сам и отдал уже готовые фото) и забыл про них. Дальше редакция напечатала фотографии, а негативы положила в архив. В 1990-е журнал "Советский Союз", как и многие другие, прекратил существование, и его архив распределился по музеям и фондам. Музеи, фонды, фотобанки начинают потихоньку торговать материалами архива. В этот самый момент права на фотографии параллельно возникают у наследников фотографа и они подают иски к тем, кто использует фотографии.

Выходит, что сами материалы могут лежать в архиве или в музее (и выдаваться за деньги), а права на них — у наследников корреспондентов, фотографов, авторов кинохроники и т. д. После возврата из общественного достояния они могут пользоваться авторскими правами, которыми, в сущности, никогда не распоряжались их родители, и которые часто прекращались еще при жизни авторов.

Конечно, когда произведение возвращается из общественного достояния обратно под охрану авторского права, возникает вопрос: что делать с работами, созданными на его основе за это время? Например, фотографию добавили в книгу, повесть перевели или экранизировали, иллюстрацию зарегистрировали в качестве товарного знака и т.д. Какова судьба такого производного объекта?

Яркий пример — спор вокруг фильма «Мастер и Маргарита», который снял Юрий Кара на рубеже 1990-х. Во время съемок роман Булгакова уже долгое время находился в общественном достоянии, однако с выходом Закона об авторском праве 1993 года он снова попал под охрану, и наследники писателя начали спор с продюсерами. В результате фильм был выпущен в прокат только в 2011 году. Роман Булгакова до сих пор не перешел в общественное достояние.

На официальном постере фильма изображены башни "Москва-Сити", построенные через 10 лет после окончания съемок.

На официальном постере фильма изображены башни "Москва-Сити", построенные через 10 лет после окончания съемок.

Итоги

За последние 100 лет срок авторских прав в нашей стране сначала обнулили, а затем поэтапно увеличивали: до 15, 25, 50 и, наконец, нынешних 70 лет с момента смерти автора. Вместе с этим усложняли законодательство, убирали нестыковки. Но — большая боль — при этом массу произведений вернули из общественного достояния; это произошло как минимум трижды.

Возврат из общественного достояния очень выгоден наследникам авторов, но порождает большую неопределенность. Так делать нельзя без веских причин, без детального обсуждения возникающих проблем и учета этих проблем в законе. Например, стоило бы определить, что делать с «сиротскими» произведениями или с добросовестно созданными производными произведениями. Однако у нас поступили легкомысленно и безответственно, «на авось». Теперь приходится создавать дополнительные костыли, чтобы советские произведения можно было нормально использовать.

Конечно, чем дальше, тем больше произведений переходит в общественное достояние. Но до окончательного урегулирования еще далеко: тот же «Мастер и Маргарита» перейдет в общественное достояние не ранее 2038 года. Так что будьте осторожны, если хотите использовать советские произведения в своем творчестве.

Автор: Роман Янковский

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js