Справочная: государственный интернет-поисковик «Спутник» и его сложная история

в 10:46, , рубрики: государственные проекты, интернет, облачные сервисы, поисковые сервисы, справочная, спутник, Управление продуктом, финансы в IT

image

В России немало интересных государственных проектов, которые приносят гражданам пользу. Но есть и проекты со сложной судьбой. Один из них — государственный интернет-поисковик «Спутник». На Хабре новость о нем впервые появилась в 2013 году.

Тогда сообщалось, что поисковый сервис начнет работу в первом квартале 2014 года. При этом на момент публикации новости проект существовал уже около трех лет, с бюджетом около $20 млн. Инициаторы проекта рассчитывали на то, что поисковик будет продвигаться на государственном уровне, причем чиновники должны были использовать такую систему по умолчанию. Сегодняшняя «Справочная» посвящена истории создания поисковика и результатам его работы.

С чего все началось

Впервые об идее создания государственной поисковой системы заговорили в 2008 году в администрации президента России Дмитрия Медведева. Чиновники решили создать «правительственный поисковик» для того, чтобы он давал своим пользователям возможность знакомиться с официальными новостями. В Google, Яндекс и других поисковых системах новости о каких-либо событиях государственного масштаба пропускались через призму мнения журналистов и не всегда соответствовали официальной точке зрения на событие.

Реализация проекта и первые результаты

Поисковик был запущен, и сразу после его появления некоторые издания стали публиковать сообщения об успешной работе поисковика и потоку новых пользователей. В принципе, в течение первого года разработчики реализовали немало новых сервисов, включая картографический и новостной, а также поиск по картинкам, видео, прогноз погоды, курсы валют и даже собственный браузер.

Также были разработаны сервисы, которые можно назвать социально-значимыми:

  • «Мой дом» — поиск правительственных организаций рядом с домом;
  • «Лекарства» — поиск фармацевтических препаратов в аптеках;
  • «Удобная Россия» — рекомендации по государственным услугам, включая форму записи на прием к врачу;
  • «Спутник.Дети» — детский поисковый сервис;
  • «Мой регион» — поиск организаций.

Команда разработчиков включала 150 человек, с течением времени штат был увеличен до 250 специалистов.

Результаты в 2014 году были не рекордными, но впечатляющими:

  • За год поисковик отфильтровал 2 млрд страниц с опасным содержанием;
  • Сервисом воспользовалось несколько миллионов человек;
  • В первый же день работы на «Спутник» зашли 550 тысяч человек;
  • Число аптек, отображаемых в разделе «Лекарства» выросло до 25 тысяч;
  • Карты «Спутника» использовали 85 партнеров, в число которых вошли администрация Санкт-Петербурга и службы общественного транспорта Казани;
  • «Спутник» был назван самым безопасным для детей поисковиком Рунета (правда, оценку проводила некая «Лига безопасного интернета»);
  • В апреле 2015 года «Спутник» посетили 800 тысяч человек;
  • В рейтинге российских сайтов поисковик занял 2548-е место.

Сколько было вложено в проект?

image

Изначально, по словам представителей «Ростелекома» вложения превысили 580 млн рублей. Это средства, инвестированные в проект до 2014 года.

В 2015 году в «Спутник» вложили еще около 800 млн рублей, в частности, на развитие технологий обработки BigData. Основной инвестор — «Ростелеком», по словам генерального директора «Спутника» инвестиции предоставляются не только в виде денег, но и «инфраструктурой и технологией».

Тогда же, в 2015 году, сообщалось, что новые технологии «Спутника» планируется использовать внутри самой компании, для формирования предложений и услуг, которые можно продавать заказчикам. По словам вице-президента «Ростелекома» Алексея Басова, технологии государственного поисковика давали возможность «оптимизировать общую работу сети, повысить уровень средней выручки из расчета на одного абонента (ARPU), создавать модели поведения клиента и более эффективно распоряжаться средствами».

Выручка ресурса в том же 2015 году составила 136,6 млн руб., убыток – 150,5 млн руб.

Когда у «Спутника» начались проблемы?

Они начались практически сразу же после запуска. Изначально разработчики рассчитывали примерно на 1 млн уникальных посетителей в месяц. В мае 2014 года KPI были даже перевыполнены, поскольку «Спутником» и его сервисами воспользовались 1,9 млн человек в возрасте от 12 до 64 лет. Но уже в июне она сократилась до 508 тысяч. Позже посещаемость государственного поисковика и вовсе перестала оцениваться.

Справочная: государственный интернет-поисковик «Спутник» и его сложная история - 3Через год аудиторию «Спутника» попытались оценить при помощи вспомогательных инструментов — например, отчета TNS по самым посещаемым ресурсам России. В апреле 2015 года в этот отчет попал портал Osp.ru с аудиторией 355 тыс. человек 12–64 лет в месяц и Topface.com с 399 тыс. «Спутника» в рейтинге не было, а это означает, что его аудитория была ниже приведенных показателей. Более того, источники тогда сообщили, что трафик госпоисковика находился на уровне 100 тысяч человек в месяц.

Кроме основного продукта, разработчики «Спутника» выпустили несколько других, включая браузер «Спутник» и его мобильную версию. В июне 2015 года приложение было загружено всего около 10 тысяч раз с Google Play.

В 2016 году о поисковике почти не было новостей, но в 2017 году представители «Ростелекома» заявили о том, что «Спутник» не состоялся, как популярный в рунете поисковик. Как поисковик, он не смог занять и 1% поискового рынка русскоязычного сегмента интернета. Если количество переходов с Google и «Яндекс» в 2017 году исчислялось миллиардами, то у «Спутника» этот показатель составил около 100 тыс.

Как спутник решал свои проблемы?

Основным инвестором «Спутника» является «Ростелеком», которому принадлежит 77% компании. Руководство «Ростелекома» в середине этого года попросило команду «Спутника» оптимизировать деятельность поискового портала. Ключевыми направлениями оптимизации было решено выбрать следующие:

  • отказ от развития продуктов не имеющих обязательств по оплате со стороны контрагентов,
  • перевод востребованных самим «Ростелекомом» направлений из «Спутника» внутрь «Ростелекома».

При этом было поставлено условие, чтобы оставшиеся в «Спутнике» продукты обеспечили компании как минимум, отсутствие убытков в 2018-м году.

По словам сторонних экспертов, на практике это решение означало сокращение части персонала поискового портала, интеграция наиболее интересных с рыночной точки зрения проектов в «Ростелеком», требование последнего к госструктурам, заинтересованных в существовании «Спутника», рассчитаться за убыточные продукты.

Что со “Спутником” сейчас?

Ну а в августе этого года стало известно о том, что «Ростелеком» добился признания ООО «Спутник» банкротом. Процедуру банкротства юридического лица инициировали в конце февраля этого года путем обращения в Арбитражный суд Москвы. В конце мая суд посчитал требования оператора обоснованными и ввел в отношении «Спутника» процедуру наблюдения, утвердив временным управляющим компании Егора Назаренко, члена саморегулируемой организации «Дело».

Формальным основанием для процедуры банкротства стали невыплаченные долги «Спутника» в размере 10,6 млн рублей. 9 октября 2017 года суд вынес постановление о признании долга, обязав «Спутник» выплатить все причитающиеся «Ростелекому» средства.

В июле 2018 года последовал новый иск от «Ростелекома» с требованием взыскания задолженности уже в гораздо более крупном размере — 292,2 млн рублей. Происхождение этой суммы истец не прояснил. Обоснованность притязаний «Ростелекома» на эту сумму будет рассмотрена судом 10 октября 2018 года.

Сейчас проект никак не развивается, средств на поддержание его существования не выделяется. Если ООО «Спутник» окажется должным сотни миллионов рублей, то существование «Спутника» будет под очень большим вопросом. Фактически, это конец. К сожалению, около миллиарда рублей, потраченных на этот проект, налогоплательщикам никто не вернет.

Автор: marks

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js