Управление рисками. Часть 2

в 11:22, , рубрики: бизнес-стратегии, принятие решений, Развитие стартапа, риски, Управление продуктом, управление проектами, управление рисками
Управление рисками. Часть 2 - 1

Первую часть вы можете найти здесь: Управление рисками. Часть 1

«Нужно пожертвовать многим, чтобы спасти все» Тадеуш Костюшко

После крайне важных двух первых шагов: определения рисков и первоначальной их оценки, вам пора начать что-то делать с ними.

Здесь существуют следующие возможные стратегии:

• принятие
• передача
• уменьшение

Что значит принятие риска? Это значит, что вы говорите себе: да, я вижу этот риск, да я вижу его последствия, я принимаю этот риск. Причиной этому может быть низкая вероятность, низкая стоимость воздействия или же ваше стратегическое решение. Если вы приняли риск, то обязательно включите его в бюджет. Вы принимаете риск, что на новом складе будут воровать и оцениваете это примерно в тысячу денег в месяц. Включите это в бюджет. Вы принимаете риск, что ваш лучший инженер уйдет после изменения структуры предприятия? Включите затраты на поиск и обучение нового в бюджет на следующий год. Вы принимаете риск, что ваша жена не одобрит ваш план поехать на рыбалку? Включить стоимость цветов и конфет в бюджет рыбалки. Неважно, почему вы решили принять этот риск, важно, не забыть включить его стоимость

Стратегия передачи риска означает, что вы не хотите нести этот риск сами, а вместо этого передаете его третьим лицам. Например, страхуете ваш склад от пожара. Или отдаете расчет налогов и бухгалтерию на аутсорс. Или картинки для вашего приложения вам рисует дизайнерское бюро. Здесь важно понимание того, во-первых, сколько вам будет стоить эта передача: сколько стоит страховой полис? Сколько стоят услуги дизайнерского бюро? И во-вторых: передаете ли вы ваш риск вместе с задачей? Если вы нанимаете дизайнерское бюро, то что прописано в договоре об их ответственности? Если бухгалтерская компания ошибется в расчете налога на имущество – будут ли они оплачивать штраф? Потому что если нет, то это не передача риска. Если ответственность за исправление последствий риска остается за вами, когда вы передаете что-то внешней компании на исполнение – означает, что риск сохраняется.

Еще раз: передача риска возможна только если вместе с исполнением работ вы передаете ответственность в полном объеме. Только в этом случае вы можете исключить риск из вашего списка и считать его переданным.

Если же электрикой для вашего объекта занимается малознакомый дядя Вася, который просто исчезнет с горизонта, когда что-то пойдет не так – то риск, что что-то пойдет не так с электрикой не только не передан дяде Васе, а и вовсе – может вырасти в результате такого решения об аутсорсе электрики.

Уменьшение риска – это внедрение мер по уменьшению либо вероятности его наступления либо стоимости его последствий. Например, чтобы уменьшить риск задержки выпуска приложения, вы берете еще одного разработчика. Чтобы уменьшить риск осыпи, вы делаете более дорогое укрепление. Чтобы уменьшить риск непоступления вашего сына в универ, вы берете дополнительные уроки у репетитора. Чтобы уменьшить риск потери при доставке, вы заказываете экспедиционные услуги.

Когда вы уменьшаете риск, стоит соотнести затраты на его уменьшение и итоговое выражение уменьшения риска.

Пример: чтобы корпус не ломался, можно сделать его из более качественного (но и более дорогого) пластика, но если стоимость нового пластика выше, чем затраты по гарантии на замену поломок корпусов из старого пластика – это нецелесообразная мера. Но! Бизнес-решения не должны отталкиваться лишь от управления рисками. Попытка смотреть на бизнес лишь как на набор рисков – слишком узок и недальновиден. Если ваш дорогой корпус позволит вам расширить целевую аудиторию покупателей, увеличить цену/маржу, занять другую позицию на рынке – тогда считайте дальше. Не оставливайтесь лишь на рассмотрении «стоимость гарантийных случаев» vs «стоимость другого пластика». Для подобных решений риски – лишь часть картины.

Но в общем случае меры стоят того, чтобы их внедрять, лишь если они дешевле риска. Возможно, оценив стоимость внедрения мер, вы решите принять риск. Это тоже нормально. Вы знаете, что делать: включите его в бюджет.

После того, как вы определились с мерами, которые либо уменьшают объем потерь либо вероятность наступления риска, пришло время для окончательной оценки.

Нетто-оценка = Новая вероятность*Новый объем риска + Стоимость мер

Про это часто забывают: что стоимость мер должна стать частью окончательной стоимости риска. Только так вы сможете уменьшить ваш риск.

По сути ваша брутто-оценка нужна вам как входная информация для принятия решения о реагировании на риск, а вот нетто-оценка – это уже те цифры, с которыми вы будете дальше жить.

Итак, перед вами список ваших рисков с окончательной оценкой. Теперь пришло время принимать решения относительно этих рисков.

«Слабый человек сомневается перед тем, как принять решение; сильный — после» Карл Краус

Мы расскажем вам об условно-стандартных подходах к рискам, но всегда стоит учитывать специфику вашего бизнеса, вашего проекта, вашей ситуации.

Стандартный подход:

• риски с вероятностью выше 80% — считать почти случившимися и в полном объеме включать их в бюджет
• риски с вероятностью ниже 20% — считать маловероятными и включать в бюджет лишь меры по их уменьшению/устранению
• риски с вероятностью между 20% и 80% — включать в бюджет нетто-оценку, то есть остаточную оценку риска и стоимость мер.

Это опять-таки зона управленческих решений. Именно вы принимаете решение, что должно случиться с этими рисками и в каком объеме они должны войти в ваш бюджет. Математика, модели, процессы – лишь инструменты, помощь в принятии решений, но не замена стратегии, видению и менеджменту. В конце концов, именно вы отвечаете за принятые решения. И процесс управления рисками – по своей сути, тоже мера уменьшения наступления рисков.

Пример из проекта:

Ситуация: мы пишем приложение для заказчика, к 1ому апреля должны сдать продукт, согласно договору за каждый день просрочки нам начисляется пеня в размере 0,1% от цены продукта (цена: 1 миллион денег).

Риск: «мы не успеем и нам придется платить, а потом они вообще с нами больше не будут!!!!!» — ок, это не формальное описание риска, но на самом деле куда важнее идентификация риска и его оценка, чем красота корпоративного копирайта в списке рисков. Первоначальная оценка риска: исходя из нашей истории, мы каждый раз в среднем задерживаемся на 15 дней. Проектный менеджер говорит, что разработчик недавно сменился и ему потребуется какое-то время, чтобы понять, что вообще надо делать и что продажники опять пообещали нереальные сроки и его экспертная оценка, что мы отстанем минимум дней на 30. Руководитель принимает решение использовать оценку Проектного менеджера. То есть первоначальная оценка потерь: 30*0,1%*1 миллион денег=30 тысяч денег. Вероятность, что мы опоздаем на 30 дней проектный менеджер оценивает в 70%, то есть первоначальная оценка этого риска 30 тысяч пени*70%вероятности=21 тысяча денег. Менеджер по продажам говорит, что это уже третий проект этому заказчику, который мы задерживаем и что если мы на месяц опять опоздаем, то они у нас вообще ничего больше не закажут, а он рассчитывал продать им еще два продукта: за 0,5 миллиона денег и еще за 1 миллион. И что вероятность, что больше они заказывать не будут, если мы просрочим этот проект – 30%. А потери – вот эти 1,5 миллиона и недополучим, то есть оценка потерь 1,5миллиона*30%=450 тысяч денег. Внимание – это связанные риски, но это два отдельных риска с общим событием. Здесь легко ужаснуться, что вот внезапно мы уже рискуем 450+30=480 тысяч денег и потерей заказчика. Это не те риски, который мы можем принять. И передать их тоже практически невозможно. Тогда давайте его уменьшим. Например, давайте вот эти два куска кода отдадим фрилансерам, чтобы наш разработчик их только проверил, а не писал сам. Стоимость работы фрилансеров будет 20 тысяч денег. Проектный менеджер ворчит, но согласшается, что это снизит количество дней просрочки до 15. Да и вероятность, что на 15 дней просрочим уже лишь 40%. А за 15 дней просрочки, и с этим соглашается даже менеджмер по продажам, заказчик уже не откажется от наших будущих проектов. Ну или может отказаться. Но вероятность – не больше 10%.

Таким образом, в окончательном варианте мы имеем два риска:

— риск выплаты пени: 15 дней просрочки (15*0,01%*1млн)15тысяч*40%вероятности+20тысяч стоимости фрилансеров=26 тысяч денег – нетто-оценка риска

— риск потери заказчика: 1,5 миллиона*10%=150 тысяч денег

Второй риск имеет 10%-ную вероятность. Считаем его маловероятным. Продолжаем мониторить, но в бюджет не включаем. А в бюджет проекта включаем 26 тысяч денег по первому риску. И сразу же начинаем поиск фрилансеров. И вот тут имеет смысл еще определить и оценить дополнительные риски работы с фрилансерами. И напоминаю, фрилансеры не несут ответственность за задержку сдачи приложения, поэтому это была не передача риска, а его уменьшение.

И не забывайте о регулярном обновлении – ваши риски меняются, появляются новые, отваливаются старые, законодательство и ситуации на рынках меняются.

Как часто обновлять риски – зависит опять-таки от специфики бизнеса. В быстро меняющеся мире изменения могут происходить каждый день, но строить все бизнес-процессы лишь вокруг управления рисками – нерационально. Здесь необходимо найти баланс между затратами на получение информации (в том числе временными) и ценностью полученной информации. Но раз в квартал проанализировать, что изменилось за это время, выросли ли вероятности рисков, выполняются ли в срок меры для уменьшения/устранения рисков, не изменилась ли оценка воздействия – не займет много времени, но даст возможность держать руку на пульсе. А раз в год, особенно для собственного бизнеса, стоит провести повторный анализ рынка, окружения, законодательства и экспертное обсуждение, не появились ли новые риски, неучтенные ранее.

Мы надеемся, что наш обзор процесса управления рисками окажется вам полезным.

Данная статья – лишь обзор процесса управления рисками. Каждый из аспектов этого процесса заслуживает куда более детального внимания, но для создания общего впечатления о процессе и его важности можно составить на основе обзора.

Идеи для дальнейших статей – более подробный разбор следующих тем:

— способы оценки рисков
— меры по уменьшению рисков
— практическое внедрение процесса

Держите нос по ветру и ваши риски под контролем! Удачи!

«Больше всего рискует тот, кто не рискует» Иван Бунин

Автор: Estee

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js