Что такое «пузырь фильтров» и как из него выбраться

в 8:37, , рубрики: filter bubble, gtd, Блог компании Riddut, контекстная реклама, Медиа, поисковые системы, пузырь фильтров, социальные сети, фильтр интересов, метки: , ,

image

На Хабре много лет назад была статья, про так называемый «пузырь фильтров» или «фильтр интересов». Смысл в том, что современные информационные системы накапливают огромные объемы данных о каждом пользователе, анализируют, структурируют и в итоге сами решают какую информацию выдавать на экран. Хорошо это или плохо? Чем это может грозить? Как это контролировать? А надо ли вообще контролировать?

Всё что мне интересно и необходимо для работы, я получаю из интернета. «Самый обычный пользователь интернета» это – я. Новости, социальные сети, тематические сайты, Google, Яндекс – то, чем пользуешься ежедневно. И я предполагаю, что я не одинок.

Каждый день мы находимся внутри своего мини-интернета, содержание которого зависит от наших поисковых запросов, интересов, посещенных сайтов, просмотренных видео, лайкнутых постов и ещё кучи параметров, которые собираются и сохраняются. И что это замкнутый круг, практически незаметно: вы себя комфортно чувствуете, потому что ссылки которые выдаёт Google основаны на ваших предпочтениях, а в ленте Facebook сначала идут посты по интересной вам теме…

Парень из пузыря

Для описанного выше «явления» придумали название – пузырь фильтров (filter bubble). Это понятие ввёл Илай Парайзер (Eli Pariser). Основная его мысль в том, что фильтрация и персонализация ограничивают нас от новых идей, важной информации и делают иллюзию того, что наши интересы и есть, собственно, всё что есть интересного в окружающем мире. И не вы контролируете, какую информацию получать, за вас уже выбрали.

Как пример негативного эффекта пузыря фильтров, Илай описал ситуацию, когда один пользователь ввел в Google запрос «British Petroleum» и в ответ получил только инвестиционные новости о компании. Другой пользователь, отправив такой же запрос, получил информацию о взрыве нефтяной платформы Deepwater Horizon. Да и вообще, обе страницы с результатами поиска практически полностью различались между собой. Получается, эффект пузыря может формировать неправильное общественное мнение о происходящих ситуациях. И этим можно пользоваться!

Пока я не заметил, что нахожусь внутри своего фильтра интересов, мне действительно было комфортно. Теперь же, есть желание если не выбраться из него, то хотя бы расширить и контролировать. И правда, как говорил Сайфер из первой Матрицы: «Счастье в неведении».

Счастье в неведении

Выбираемся из фильтра интересов

Получается такая ситуация: с одной стороны персонализация и фильтрация в тех же поисковых системах, делают благое дело: показывают то, что мы чаще всего просматриваем, ищем, обсуждаем. С другой: «картинка» немного искажается, да и найти что-то новое становится сложнее, потому что поисковики будут учитывать предыдущие запросы, историю посещений и всё остальное для выдачи результатов.

Можно включить «режим паранойи»:

  • Использовать TOR – кроме TOR’а есть другие анонимайзеры, которые маскируют ваш IP адрес. Но будьте готовы, что скорость загрузки снизится.
  • Работать в режиме инкогнито – во всех современных браузерах есть «режим инкогнито». В этом режиме не сохраняются введенные пароли, cookie, кэш, поисковые запросы и адреса посещённых страниц.
  • Отключить cookie – при отключенных cookie, вас будет проблематичнее идентифицировать в сети.
  • Не пользоваться социальными сетями – если вы залогинены в социальной сети, то «шлейф» с вашими данными будет тянуться за вами по другим сайтам. Посещая сайты где есть кнопки лайка, шаринга, репоста и ретвита, будьте уверены, что Facebook или ВКонтакте знает где вы были и что смотрели.
  • Везде где у вас есть аккаунты с личной информацией, запретить передавать данные партнерским ресурсам – возможно вы даже об этом не знаете, но некоторые сервисы передают/продают/деляться данными своих пользователей. Разрешение на это есть в пользовательском соглашении, «которое никто не читает». В большинстве случаев, от этой опции можно отказаться.
  • Использовать блокировщики – сторонний софт который следит за работой браузера, блокирует загрузку рекламы и передачу «ненужных» запросов.
  • Вообще нигде не логиниться.
  • Использовать голубиную почту и т.п.

Все эти действия позволят немного деперсонализировать вас в сети. И вы вполне сможете выйти из своего пузырь фильтров, ну или определенно увеличить его.

Но лично меня не особо устраивает выполнение всех этих манипуляций. Единственный более или менее удобный вариант, это поставить какую-нибудь утилиту которая бы запрещала передачу скрытых запросов и убирала информационный шум. А ещё лучше, если это будет расширение для браузера, с минимумом настроек. Собственно, такое решение я и искал, но универсального, которое меня бы устраивало так и не нашел пока. В процессе ставил и тестировал разные расширения и плагины, вот например:

Ghostery – отличное расширение, проверяет посещаемые вами страницы на наличие сторонних элементов, как они их называют «жучков». Это могут быть виджеты социальных сетей, реклама, невидимые пиксели, применяемые для отслеживания пользовательской активности и аналитики, и т.п. Все это можно настраивать и блокировать.

Protect My Choices – раньше назывался Keep My Opt-Outs. Удаляет таргетированную рекламу со страниц, но не со всю, а только тех компаний которую участвуют в программе DDA. Для России не очень подходит, но работает.

Do Not Track – добавляет в каждый ваш HTTP запрос специальный заголовок. Благодаря этому посещаемому сайту передается информация, что вас не нужно отслеживать. Хотя на самом деле, эту функцию можно включить в самом браузере :)

Avast Online Security – расширение от антивируса Avast, имеет функцию блокировки различных счетчиков, трекеров и систем аналитики, предотвращает переход по нежелательным ссылкам и т.п.

AdBlock – наверно одно из самых известных расширений для браузера. AdBlock убирает рекламу со страниц. Я думаю, что нет смысла особо расписывать функции этого расширения, по большому счету она одна – удаление рекламы. Также, есть аналоги: uBlock, AdBlock Plus, Adguard.

Disconnect – ещё одно расширение которое показывает с какими внешними ресурсами и сервисами связывается сайт и конечно позволяет блокировать этот контент. Есть интересная функция визуализации связей.

Таких расширений много и надо заметить, пользователей этих расширений не меньше. Это я к тому, что многие всё-таки озабочены ситуацией с постоянным отслеживанием действий пользователей. В той же статье, есть комменты про шапочки из фольги, паранойю и, моё мнение, что не нужно паниковать и судорожно делать огород из 10 расширений, которые удаляют и блокируют всё подряд, выходить в интернет только через цепочку из 25 прокси и в перчатках. О вас и так уже всё известно. Потому что: «всё, что попало в интернет – остаётся в интернете». Просто это нужно знать и следить за тем, какую личную информацию и фотографии вы оставляете на сайтах. В будущем, это может сыграть с вами не очень хорошую шутку.

image

Кстати, вы знали, что в Facebook каждый час появляется 250000000+ новых постов? И это только в одной социальной сети, что уж говорить про весь интернет. Об этом, про то как избавиться от информационного шума, какие ещё есть интересные и полезные расширения, их небольшое сравнение, постараюсь написать в следующий раз.

Автор: Riddut

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля