Мой друг компьютер

в 9:13, , рубрики: Песочница, статьи, Учебный процесс в IT, Читальный зал, эвм, метки: , ,

Чудесная штука генеральная уборка: всегда можно найти кучи вещей, о существовании, которых никогда не подозревал. Вот и меня угораздило забраться в ящик с макулатурой. Жаль, что не могу передать выражение своего лица, когда я нашел журнал «Крокодил» за июнь 1985 года (№ 17). В силу того, что журнал вышел за долго до моего рождения, я нашел в нём много смешных вещей (по крайней мере они сейчас таковыми кажутся).

Но в особенности меня порадовала статья «Ставка — на перфокарту» А. Моралевича. Собственно, да простит меня хабр, я не могу не поделиться этой статьёй.

image

Мой друг компьютер

Бросить электронику в детские массы Крокодил звал еще в прошлом году (см. «Любовь к электричеству» А. Моралевича в № 17). Чем быстрее мы познакомим нашего любознательного ребенка с продукцией электронной промышленности, тем большими темпами будет шагать по стране научно-технический прогресс, когда сегодняшние дети станут взрослыми и войдут в цеха и лаборатории.

В прошлогоднем выступлении внимание было уделено в основном электронной игрушке. Тема нынешнего исследования того же автора — школьный компьютер, достижения и проблемы компьютеризации школы.

И хоть то благо, что школьникам в данном здании (по методическим разработкам института-шефа, гороно и роно: соображения техники безопасности и сохранение концентрации внимания) категорически запрещено, приветствуя любые депутации и комиссии, вставать из-за столов с компьютерной техникой.

***

Далеко ли от нас семидесятые годы, а вот же: список массовых рабочих профессий тех лет не содержал ничего, связанного с компьютерами. Прошло десять лет — и список этот необозрим, и разрастание его лавинообразно. И техническая политика государства на будущее определена крайне четко: создание АРМ (автоматизированных рабочих мест на компьютерной основе) во всех отраслях трудовой деятельности. Такое рабочее место истребит монотонность труда, рутинные производственные действия. Компьютер рассвободит человеческий мозг для подлинно творческой работы, предоставляя без задержки, сию секунду самую замысловатую информацию. И все это в самом обозримом будущем. Потому что молчун-компьютер, отнюдь не такой заметный, как, скажем, аэробус в небе, тихой сапой работал себе — и уже к сегодняшнему дню отраслевые и территориальные вычислительные центры по всем статьям — прибыли, затраты, услуги—голова в голову идут с такими гигантами, как транспорт и связь. И опять никуда не деться: компьютерная языковая подкованность непреложно и вскоре станет составной частью культуры населения. И анкетная графа о владении человека языками будет выглядеть так: «Владею удмуртским, русским, немецким, фортраном и бейсик». Известно также, значительной части взрослого населения компьютерные языки бейсик, фортран, алгол и прочие, равно как и азы компьютерной премудрости, будут преподавать дети. Граждане, нам никуда не деться, и поддадимся этому: яйца будут плодотворно учить как курицу, так иже с нею и петуха.

Однако яйцу для его просветительской деятельности необходимо создать предпосылки. Известно, кто их должен создать, но что сделано за последний год министерствами и ведомствами для компьютеризации школы и детства? И вот что: как и прежде, малознакомые друг другу члены команды ведут незнакомый себе корабль в незнакомом кораблю и команде море.

До компьютеризации, уже давненько, была игровая индустриализация детства. А вот, дитятко, есть в шахтах такие врубовые машины, а в морях ледокольчики. Поэтому, готовя тебя ко вступлению в мир взрослых, мы выпустим для тебя модели врубового комбайника и ледокольчика. А поскольку ты — дитя и в тонкости тебе не проникнуть, ледокольчик мы сделаем из целиковой чурки, без массы присущих ему в жизни деталей. Зато—чтобы тебе, ребятенок, понравиться! — на борту ледокольчика нарисован заинька, держит в лапе морковь-каротель, каковою и дирижирует оркестром из развеселых жаб и сверчков.

И жива, жива аналогия в поползновениях выпустить детский компьютерчик из завалявшейся электронной чурочки, а на бочку его — заинька.

Хотя все собранные педагогикой и наукой сведения — яростно против заиньки, против компьютерного сюсюканья промышленности с детьми. Дети удивительно и сразу вписываются в компьютер. Пятиклассники, даже некоторые первоклассники

заставляют неметь от восторга бывалых программистов супербольших ЭВМ. Прибыв в Новосибирск на Олимпиаду юных программистов, семеро ребят из учкомбината № 1, владеющие международными программными языками фортран, бейсик и алгол, были поставлены в известность, что соревнования пройдут на малоизвестном языке «рапира», которого москвичи никогда не знали, а новосибирцы изучали «рапиру» три года. Что дальше? Конфуз с возвратом домой? Нет, за три дня язык был освоен, семеро приступили к соревнованиям.

Не надо сбочку компьютера рисовать зайчика!

И каково же обстояние дел?

— Психолог!—слышится отовсюду.—Дорогу в КБ и ОКБ инженерному психологу. Инженер либо компьютерно сюсюкает с детьми, либо ударяется в недоступные школьнику жесткие техницизмы. Без содружества с инженерным психологом инженер ничего путного не создаст, хотя по сей день инженер препятствует тому, чтобы психолог на равных с ним правах и состоящий в штате участвовал в разработках. Подлинно дружественный компьютер инженеру создать не под силу. Сухое инженерное мышление дает, так сказать, жесткого хоккейного стоппера, а нужна художественная гимнастика! Дорогу психологу на школьное компьютерное производство!

А нету дороги, даже стежки нет. Ведь сколько светлых психологических головушек должно бы участвовать в разработке малых компьютеров школьной привязки в Министерстве электронной промышленности СССР! А сколько их там? А нет никого.

Нету лидера, нету централизации, нет мозгового треста, а есть разве что разрозненные мозговые артели на полуобщественных началах.

Оптимистический возглас прервет печаль этих абзацев:

— А «Агат»? Про него вы забыли?

Да, действительно, малый, школьной ориентации компьютер «Агат». Изготовители и конструкторы били себя в грудь, клянясь наводнить этим аппаратом державу. В жэке к водопроводчику откроешь дверь, а он уже в телогрейке: я, говорит, как раз к вам иду, «Агат» вычислил—у вас подкапал смеситель.

Стало быть, «Агат». Но, разглядывая эшелоны на железных дорогах, устанавливаешь: все не им, не «Агатом», загружены эшелоны. Двадцать штучек таких приборчиков—да, есть в Новосибирске. Иногда из них работает даже больше половины.

— Весь мир,— сказала директор учкомбината № 1 Т.П.Кравчук,—работает сейчас над дружественностью компьютера. Дружественный компьютер узнает голос своего постоянного оператора и включается на этот голос. Он говорит своему оператору: «Не нервничай, это не мы наломали дров. Ты молодец, а дров наломал я. Давай еще раз, я все могу учесть и исправлюсь». Дружественный компьютер крайне устойчив к ошибочным действиям начинающего оператора. Более того, он подлаживается к наиболее типичным ошибкам и корректирует их. Дружественный компьютер лелеет настроение и работоспособность оператора. Это дружественный компьютер, тогда как «Агат» таковым назвать еще трудно. Через двадцать пять минут работы на «Агате» даже у асов-десятиклассников учкомбината № 1, привыкших к «взрослым» машинам, появляются слезотечение, воспаление глаз и головные боли.

И теперь, удаляясь от здания несколько тяжеловесной архитектуры, хочется суммировать, что же мы имеем.

Централизация изысканий по школьному компьютеру есть? Нет, не организована.

Как таковой, кроме того, что создан группой энтузиастов на химфаке МГУ, перспективный аппарат есть? Нет.

Штат инженерных психологов по малым ЭВМ в производящих министерствах есть? Нет, принимают в штыки, ухитряются без!

Мощные группы конструкторов по школьной компьютерной тематике в производящих министерствах есть? Нет.

А случись, что хлынет потоком в школы компьютер—кому его ремонтировать? Кто у вас ремонтирует, Татьяна Петровна?

— Мы сами, своими силами, умений достаточно. Ну, а если уж сложный случай, то у наших школьников очень отзывчивые родители. А если вовсе крайний случай, то безотказные шефы.

Но вот, спросил я директора учкомбината № 1, допустим, Сыктывкар. И нету на его территории, как в Октябрьском районе Москвы, таких колоссов, где практикуют на больших компьютерах очень желанные там школьники учкомбината № 1: МГУ, Института стали и сплавов, Главного вычислительного центра Госстандарта СССР, Московского института народного хозяйства, Института информатики АН СССР, нежного института-шефа? Как быть с ремонтами в школах Сыктывкара, Молодечно, Елабуги?

— Ко мне недавно открылась дверь...—сказала Татьяна Петровна.

К ней недавно открылась дверь, и директор привычно стиснула зубы: невпроворот работы, а опять принесло кого-то.

Принесло троих строгих двубортных мужчин.

— Не пугайтесь, мы не экскурсия и не депутация,—сказали мужчины.— Мы ответственные работники ЦСУ СССР. Мы пришли на разведку. Вы, должно быть, все знаете о компьютеризации средней школы. Вот-вот тысячи компьютеров встанут в школах, а кто будет их ремонтировать? Законодательно это пока ни на кого не возложено, и у нас в ЦСУ СССР рассудили: а что, если мы… Географически по стране наши службы и наша ремонтная база везде.

Я сказал тогда Татьяне Петровне Кравчук:

— Невероятно! Законодательно на них ничего не возлагали, а ЦСУ разведывает, как повесить себе гирю на шею. Что это—благородство? Любовь к школе? Желание обеспечить ЦСУ СССР новую статью доходов? Попечительство о будущем страны и ее молодежи?

— Я сведу,—сказала Татьяна Петровна,— все вопросы «что это?» в один ответ: это случай государственного подхода.

Стало быть, ремонтировать будет кому, было бы что.

Ну, а основа основ, краеугольный камень—школьный учебник по компьютерной информатике, которую с сентября впервые в истории нашей педагогики надлежит преподавать с восьмых классов,—он есть?

До сих пор отсутствует. Правда, ходила по Москве рукопись двух соавторов, уважительность к которой разрослась в полтора раза шире критичности к ней же. И как-то хоть и критично, но очень сдержанно высказывались о рукописи академики. Как-то, что ли, потрицательно. Один членкор пошел дальше, высказался в том смысле, что книжка, конечно, фонтан, но парккультуровский, не бахчисарайский, и если сделать очень существенные доработки, то…

И вот тут жуткий педагогический просчет был допущен Татьяной Петровной Кравчук. И за это ее долго казнили. Именно же: заклеив на титуле рукописи фамилии соавторов, директор дала рукопись трем школьникам, средним, не корифеям информатики,— вот предполагаемый учебник для будущего года. Прочитайте, необходимо знать ваше мнение…

Издательства, нуждающиеся в честных, бескомпромиссных, глубоких и оперативных рецензентах, которым Платон—друг, но истина дороже, могут получить у меня адреса и фамилии этих школьников. Их рецензия получила огласку, учебник к печати не приняли. А новый учебник? Сводный мощный коллектив высококомпетентных людей под эгидой какого-либо министерства, государственно, так сказать, сочиняет новый? Ведь для десятков миллионов детей!

Нет, не сочиняет.

Но все-таки, надо надеяться, сносный учебник для школьников чьими-нибудь усилиями поспеет в срок. А учебник для многих тысяч учителей информатики? Тоже ведь небывалое для учителей дело.

Про этот учебник вообще ничего не известно. Хотя, возможно, уединившись в каком-либо скиту, под крик коростелей и выпей, пишет кто-нибудь из гражданских побуждений.

А иллюстративные пособия для школ страны? Кто-нибудь работает над ними, чтобы издать массовым тиражом умнейшие плакаты, буклеты и схемы?

Таких изысканий тоже покуда нет. Но плакаты, я думаю, не самое бедственное, потому что водительские права, например, у меня есть, а в автошколе, в отчаянной давности годы, преподаватель нам сказал так:

— Ребятки! Проходить мы будем автомобиль ЗИС-5, но никаких плакатов по нему в автошколе нет. Вот добыл я красочную таблицу «Разделка туши барана». Воображение у вас молодое, богатое, так что будем ЗИС-5 проходить по барану.

И мы изучили задний мост ЗИС-5 по крестцовому отделу барана, и уж никто, -наверное, не возразит мне, что нет, мол, ничего общего между курдюком барана и дифференциалом в заднем мосту…

Так обстоят дела на сегодня. И вот что говорят о продуктивном диалоге «Школьник—компьютер» отцы-основатели учкомбината № 1—директор Института информатики АН СССР академик Б. Н. Наумов и директор Института электронных управляющих машин Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР Н. Л. Прохоров:

— Надо искать все ответы по компьютеризации школы за пультом машины совместно с детьми, а не в ходе «общетеоретических» дискуссий. Вот задача преподавателя, работающего в этой новой области.

Здесь все справедливо, но сказано только о преподавателях. А очень привлекательно вместе с ними и детьми смотрелись бы человек семь-восемь союзных министров плюс ведущие конструкторы их министерств. За пультами массовых работоспособных школьных ЭВМ, созданных, наконец, нашими министерствами. Или хотя бы одним министерством, но жестко к тому назначенным.

Ведь Тимур, как известно, был славен своей командой, а на что надеяться, скажем, разрабатываемому уже очень давно школьному компьютеру «Тимур», если вся при нём команда, что смехотворно, — Один зелёный инженер и один лаборант? Они, конечно, мыслят, ищут в пределах своих зарплат яркие технические решения.

Но хочется очень громко, почти срываясь на крик, возгласить, адресуясь отнюдь не только к маломощной команде нарождающемся «Тимуре»: 
— Граждане! Хватит поисков, покажите находки!

P.S Столько лет прошло, а многое ли изменилось?

Автор: socium

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля