Человек человеку — человек: на работе без общения не получится

в 14:51, , рубрики: Карьера в IT-индустрии, отношения с коллегами, отношения с сотрудниками, психология коллектива, работа, управление персоналом

На своей первой «большой» работе я совершила глупую ошибку: увидев токсичного руководителя и хор активных подпевал, я не уволилась. В свои 22 года «вузовско-тепличная» я решила, что главное — хорошо работать, и тогда никто тебя не тронет. Ну то есть ты сидишь в роли компьютера, чётко выполняешь задачи, не косячишь и считай, дело в шляпе, а заботиться о выстраивании отношений не нужно. Ну это же работа! Между тем, оказалось, что работа — это отдельный социум со своими законами и правилами, все сотрудники — люди и характер на крючок рядом с курткой не вешают, а при желании можно найти провалы и пробелы в абсолютно любой задаче. На усвоение довольно строгих и важных уроков у меня ушло 4 года, которые закончились увольнением…из-за чисто человеческого конфликта на уровне «кто кого выживет». После такой практики вот уже 11 лет практически ни одного рецидива, не считая мелких и чисто личностных стычек. Главные выводы тех лет: 1) общаться придётся; 2) над отношениями нужно работать; 3) работать на фоне конфликта нереально тяжело и непродуктивно; 4) конфликты сажают здоровье. 

Позже выяснилось, что таких исследователей отношений в коллективе немало — так почему бы с высоты социально опыта не собрать пачку лучших статей. Учитесь на чужих ошибках :-)

Человек человеку — человек: на работе без общения не получится - 1

Отношения с коллегами

Выстраивание отношений с коллегами — вторая работа на работе. Правильная деловая и межличностная коммуникация всегда позитивно сказывается на карьере, общей атмосфере в коллективе и на качестве работы. В идеале нужно уметь ладить абсолютно со всеми, на практике приходится применять разные тактики, вплоть до избегания общения и отказа от участия в совместных задачах и проектах. В определённой мере, если без перегибов, это совершенно нормально. 

Не отворачивайтесь от отношений с коллегами, пробуйте найти союзников, нейтрализовать противников и стать «нормальным челом», с которым просто комфортно работать. Вообще, вот эта формулировка «мне с ним комфортно работать» — самый ценный индикатор человеческих качеств сотрудника. Комфорт в общении, деловых связях и в рабочей атмосфере прямо коррелирует с успехом команды в целом. 

Токсичность и конфликты

Ненавижу слово «токсичный» — во-первых, мне трудно воспринять его по отношению к людям, во-вторых, вечно мешает знание точного определения токсина и токсичности вещества, в-третьих, это слишком мощное обобщение, у так называемой токсичности может быть несколько векторов (желчный, завистливый, неуверенный, занудный, самоуверенный и т. д.). Однако эта формулировка прочно поселилась среди офисных словечек и с ней приходится жить. 

В целом, у рабочего (и любого другого) конфликта всегда есть стороны, у сторон — мнение, видение причин и путей выхода из конфронтации. Из этого можно исходить: понять причины конфликта, проанализировать личность зачинщика и участников, установить мотивы. После этого можно приступать к нейтрализации конфликта подходящим способом. Да, иногда трудно принять другого человека, но попытка понять и разобраться заслуживает уважения, а иногда и гасит проблему в её истоке. 

Как общаться, чтобы всем стало лучше

Универсальных советов здесь нет: коллективы слишком разные по структуре, занятости, уровню проекта, распределённости команды и т. д. В принципе, можно было бы ограничиться формулировкой «быть человеком», но она не учитывает вторую сторону, которая, вполне возможно, замышляет что-то не очень позитивное. Поэтому, ориентируйтесь по ситуации, читайте книги и статьи, чтобы набраться чужих примеров и готовых шаблонов реагирования на психологические вызовы. 

Про любовь, про тебя…

Будем откровенны: служебный роман хорошо выглядит только в фильмах. В жизни что внезапная любовь, что фаворитизм, что семейные отношения внутри коллектива доставляют очевидные или неочевидные проблемы и порождают неловкие ситуации. Чтобы доказать обратное, обеим сторонам нужно быть адекватными и готовыми чем-то жертвовать. Вопрос сложный и неоднозначный, у каждого к нему своё отношение, обусловленное личным опытом. На Хабре про любовь пишут нечасто (если это не любовь к работе ;-)), поэтому почитайте тексты «на стороне».  

Книги

Как всегда, советую книги, которые прочитала (или как минимум просмотрела по диагонали) сама. 

Если вы обратите внимание на названия книг и на мои описания, то увидите, что вся «работа» этих книг направлена на читателя. И это очень ценный и правильный вывод: вы никогда не сможете изменить окружающих, но вы сможете изменить своё отношение к происходящему и научиться беречь себя, свои нервы, близких и всё лучшее в отношениях. Изменив себя, можно буквально продлить себе жизнь, не растрачивая здоровье на конфликты. Честно говоря, это очень сложно и до конца практически не осуществимо, но работать над отношениями в любой сфере важно так же, как работать над здоровыми зубами или нормальной фигурой. И есть чёткое ощущение, что чем дальше, тем больше нам всем понадобится умение оставаться человеком, связанным с другими людьми. 

  • Роберт Лихи, Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой

  • Роберт Лихи, Не верь всему, что чувствуешь. Как тревога и депрессия заставляют нас поверить тому, чего нет —  рекомендую работы Лихи в принципе. Не очень простой в освоении материал, но после прочтения и разбора прочитанного вы получаете буквально схему борьбы со своими страхами, тревожностью и мнительностью (но, увы, не панацея, в случае экстремальных жизненных поворотов «сносит» обратно, что не отменяет эффективности).

  • Эллис, Тафрейт: Управление гневом — чудесная книга для развития пресловутого навыка «держать себя в руках», можно настроиться на адекватное реагирование на окружающие триггеры. Круто, если найдёте версию с рабочими таблицами (называется «Управление гневом для всех»), но и покетбука или электронки достаточно.  

  • Роберт Чалдини, Психология влияния — классика психологии, простая подача, много живых примеров. Приятный внутренний диалог с автором выводит на понимание некоторых законов общения именно внутри иерархии (коллектива, семьи, команды, страны).

  • С.М. Емельянов, Практикум по конфликтологии — такая по-хорошему кондово-методическая книга, фактически набор лучших практик для поведения внутри конфликта. Читать скучновато.

  • Марк Гоулстон, Как разговаривать с мудаками — такая подача и изначальный посыл мне не близки, однако это тоже классика, а главное, действительно, набор толковых советов, практик и чуть ли не готовых паттернов реагирования внутри коммуникации.

Ну и общий, довольно банальный и отлично работающий совет. Перед тем, как ввязаться в конфликт, начать разбираться, устроить скандал или спор, посмотрите в зеркало или фронтальную камеру смартфона и тихо поинтересуйтесь: «А не мудак ли я в этой ситуации?» Честный ответ многое определяет. 

P.S. Если у вас есть идея, план или черновик статьи, но вы почему-то не выходите с публикацией на Хабр, напишите мне в личку или на почту neo@habr.team: посмотрим ваши заметки вместе и выберем оптимальную форму и подачу. 

Автор:
Exosphere

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js