«Его величество» Безос Первый

в 8:27, , рубрики: Безос, бизнес-модели, Вашингтон Пост, веб-аналитика, венчурные инвестиции, газета, Джефф, журналистика, инвестиции, Карьера в IT-индустрии, Медиа

Генеральный директор компании Amazon вёл дела так, что компания стремительно росла (и даже, как ни странно, давала прибыль). Сегодня, однако, по мере того как Безос углубляется в дела принадлежащих ему СМИ и космических предприятий, он набирает силу и за пределами Amazon. Это побуждает его ещё лучше проявлять свои качества лидера.

I.

Когда Джейсон Резаян, корреспондент газеты «Вашингтон Пост», в январе 2016 года был освобождён из иранской тюрьмы, где его продержали 18 месяцев по невнятным обвинениям в шпионаже, он был доставлен на швейцарском военном самолёте на американскую базу в Германии. Вскоре туда прибыл владелец газеты, Джефф Безос (№1 среди крупнейших мировых лидеров), чтобы доставить Резаяна домой. «Это — неизбежная часть миссии нашей газеты: направлять наших корреспондентов во враждебное окружение», говорит г-н Безос о Резаяне, который был задержан во время работы в Иране. «И то, что произошло с Джейсоном и его женой Еджи, — абсолютно несправедливо и неправомерно, просто возмутительно. Я посчитал, что для меня будет честью забрать его домой.

Я обедал с ними ночью на военной базе, где я ночевал; затем на следующий день, когда Джейсон освободился после подробного отчёта о происшедшем, я спросил его: „Куда Вы хотели бы направиться? Я доставлю Вас в любое место, куда пожелаете.“ И он сказал: „Как насчёт Ки-Уэста?“ Я, конечно, ответил: „Нет проблем!“ И мы улетели. Я оставил их в Ки-Уэсте. Джейсон и Еджи были женаты чуть более года, когда он попал в тюрьму. И сейчас у них получилось что-то похожее на второй медовый месяц.»

image
Корреспондент Джейсон Резаян (слева) и владелец газеты «Вашингтон Пост» Джефф Безос на борту частного самолёта перед вылетом в США, 22 января 2016 г.

Фотография улыбающихся корреспондента, г-на Резаяна, и владельца газеты, г-на Безоса, сделанная на борту самолёта последнего, быстро обошла весь мир. На вопрос, желал ли он что-либо продемонстрировать своим личным участием в ситуации со своим сотрудником, Безос ответил: «Я сделал это в данный момент для Джейсона. Моя мотивация чрезвычайно простая. Но я был бы рад, если люди в результате поймут, что мы никогда никого не бросим.»

Необычно солнечно утром для середины марта в Сиэтле; таким же безоблачным и радужным представляется финансовое положение г-на Безоса. Кто может порицать его? Рыночная стоимость компании Amazon составляет 260 млрд. долл. (AMZN Δ 0,82%), доля г-на Безоса составляет 46 млрд. Компания продолжает расти: продажи в прошлом году выросли на 20%, достигнув 107 млрд. долл., и компания порадовала инвесторов операционной прибылью 2,2 млрд. долларов (12-кратный рост по сравнению с 2014 годом). Газета «Вашингтон Пост», кумир, сползавший вниз перед тем как Безос купил её в 2013 году за 250 млн. долл., полна новыми идеями. Даже «Blue Origin», секретная ракетная компания, основанная лично Безосом, получила известность после того, как пообещала устроить космический тур через несколько лет.

image

Сказать, что всё это заставляет Безоса волноваться, было бы преуменьшением. Одетый в джинсы и пёструю рубашку с закатанными до локтей рукавами, пользующийся определённой известностью благодаря своей энергии этот генеральный директор является воплощением способности довольствоваться тем, что есть. Он демонстрирует своё фирменное кудахтанье — звуковой эквивалент характеристики Стива Джобса «чёрная водолазка» — без каких-либо комплексов. Безос говорит: «Я пританцовываю, входя в офис каждое утро.»

У него есть все основания для ча-ча-ча. У Безоса в последнее время появилось на это больше прав, чем, возможно, в любое другое время за два десятилетия его нахождения под пристальным вниманием СМИ. Его компания расширяется на международном уровне и распространяет свои разнообразнейшие предложения продуктов и услуг в неожиданных новых направлениях. Безос также развивается. Имея репутацию всегда агрессивного конкурента и решительного организатора, он начал показывать свою другую сторону. С приобретением «Вашингтон Пост» он оказался на арене общественной жизни вместе с другими лидерами. И благодаря своим различным проектам Безос также становится известным как бизнесмен со стратегическим мышлением по темам, отличным от изобретения новых способов прибрать часть прибыли многих противников Amazon.

Безос поразительно последователен. Он всё также проповедует ориентацию на клиента и подход «на перспективу». Всё же по необходимости, поскольку Amazon стал чрезвычайно крупным делом — и поскольку Безос не отказывал себе в удовольствии заниматься своими эклектичными и отнимающими много времени другими делами — он стал тем лидером, который уполномочивает других. «Он был в центре всего вначале. Лидером был Джефф Безос,» говорит Пэтти Стонезифер, прежний исполнительный директор Microsoft (MSFT Δ 0,62%) и генеральный директор Фонда Bill & Melinda Gates, которая 19 лет была в совете компании Amazon.

«Сейчас его деятельность невозможно отобразить как действия организатора, расположенного в центре и выдающего во все стороны указания исполнителям. Он стал выдающимся лидером для лидеров.» Действительно, его эволюционирование предвещает существенные последствия повсюду: возможности менее ограниченного Джеффа Безоса в равной степени пробуждают интерес (вообразите, что он сделает) и пугают (жаль тех, кого он сокрушит).

«Сейчас деятельность Безоса невозможно отобразить как действия организатора, расположенного в центре и выдающего во все стороны указания исполнителям. Он стал выдающимся лидером для лидеров.»
— Пэтти Стонезифер, одна из директоров Amazon в течение 19-ти лет

II.

Редактор Марти Бэрон обсуждает, как газета «Вашингтон Пост» изменилась после того, как Безос стал её хозяином. Разговор происходил в ветреный день в феврале в Вашингтоне, округ Колумбия, за пару дней до того, как Бэрон вылетел в Лос-Анджелес, чтобы присутствовать на церемонии вручения премии «Оскар». Надо сказать, что фильм о команде журналистов, борющихся за правду и справедливость в газете «Boston Globe», где Бэрон был тогда редактором, получил премию «Оскар» как лучший фильм. Бэрон, кстати, точно такой, как актёр Лев Шрайбер, сыгравший Бэрона в фильме: строгий, серьёзный и в то же время острый на язык газетчик.

Бэрон сидит в новой вашингтонской штаб-квартире газеты за небольшим столом в своём не очень роскошном офисе, который по элегантности напоминает больше кабинет лоббиста, чем суровый подвал типографского наборщика. По его словам, главный редакционный вклад Безоса состоял «в подталкивании нас к осознанию того, что жизнь в мире Интернета отличается от жизни в мире печатных машин.»

Недовольство, например, тем фактом, что сайты «агрегаторов» имели больший онлайн-трафик, обобщая статьи «Вашингтон Пост», чем сама газета получала для своих оригинальных статей, газета сама стала самим искусным агрегатором, «выкладывая наверх», по словам Бэрона, свои собственные репортажи. Безос одобрил финансирование сайта «PostEverything», подобного Huffington Post, для экспертов, чтобы публиковать их мнения. (Одни пишут бесплатно, другим газета платит.) Затем появилась новая «сеть талантов» газеты — высоко автоматизированный веб-продукт, связывающий издание с 800 внештатными журналистами в США, которым могут быть в секунды заказаны статьи.

Бэрон сравнивает эту сеть с такими информационно-технологическими инновациями как Mechanical Turk у Amazon, TaskRabbit и Uber. «Мы не в том состоянии, что можем реконструировать старую модель наших подразделений по всей стране», говорит он, «и неясно, является ли она самым практичным и эффективным способом решать наши задачи.»
Честно, расстраивает слушать такого «мэтра» американской журналистики, красноречиво говорящего о превосходстве «Huffington Post», высказывающего пренебрежение к надобности широкой сети собственных корреспондентов и рассказывающего, как «Вашингтон Пост» использует в своих интересах результаты других сайтов. Он, в самом деле, прав со всем этим модерновым, журналистски сомнительным продуктом, предлагаемым читателям? Бэрон говорит: «У меня нет желания красиво умереть.»

Со своей стороны Безос выражает свою веру в миссию газеты, направленную на поддержку демократии, — если не в её потенциал увеличить его богатство. «Я не купил бы „Вашингтон Пост“, если бы это была финансово бесперспективная компания солёных закусок,» говорит он. Безос вспоминает, как в 10 лет он лежал на полу в доме своего дедушки и смотрел по телевизору уотергейтские слушания. «Вашингтон Пост», конечно, достигла тогда максимума своей славы, освещая тот политический скандал. «Нам нужны структуры, у которых есть ресурсы, профессиональная подготовка, опыт и экспертные знания, чтобы находить, действительно, стоящее,» продолжает Безос.

«Чрезвычайно важно знать, кого мы выбираем президентом, и всё, связанное с этим; мы должны исследовать тех людей, пытаться понять их лучше.» (Безос подчёркивает, что не предполагает покупать какие-либо другие издания, хотя предложения регулярно поступают.)

image
Джефф Безос, сфотографировано в главном офисе Amazon в Сиэтле, 11 марта 2016 года.

Бывший владелец газеты «Вашингтон Пост» Дон Грэм, которого Безос знал 15 лет, вышел на него через посредника и сказал, что Безос мог бы дать изданию финансовую надёжность и помочь благодаря своему Интернет-опыту. «Это — первая компания, в которую я вошёл, по большому счёту, не с нуля,» говорит Безос. «Я не проявил никакой, говоря юридическим языком, должной осмотрительности — переговоров с Доном не было. Я просто согласился с предложенной им суммой.» (Г-н Грэм, который публично замолчал в газете после её продажи, отказался дать интервью.)

По двум параметрам — рост интернет-трафика и количество новых идей — «Вашингтон Пост» расцвела при Безосе. (Безос, а не Amazon, является владельцем газеты. «Вашингтон Пост» не публикует свои финансовые данные, но можно уверенно сказать, что газета сейчас приносит убытки, учитывая осуществляемые ею инвестиции.) Количество ежемесячных посетителей веб-сайта взлетело с 30,5 млн. в октябре 2013 года до 73,4 млн. в феврале этого года, что стало результатом энергичной разработки нового продукта.

Безос не играет какой-то конкретной роли в текущей деятельности газеты, но он пристально следит за нею. Он общается по телефону раз в две недели с топ-менеджерами службы новостей, в т.ч. с Бэроном и издателем Фредом Райаном (бывший президент компании «Allbritton Communications»), которого Безос привлёк на замену Катрин Веимут, племянницы Грэма. Два раза в год команда приезжает в Сиэтл, где в течение дня происходит несколько встреч с Безосом, завершаемых ужином.

image

Когда он купил газету, было предположение, что Безос желает управлять редакционным продуктом. Безос говорит, что у него нет такого интереса, и Бэрон подтверждает, что Безос не предлагает какую-либо свою интерпретацию событий. Однако владелец влияет на решение некоторых специфических проблем, таких как, например, длительность загрузки интернет-страницы и лёгкость регистрации при подписке; оба примера относятся к тому, что Безосу нравится называть вопросами «потребительской навязчивой идеи», которые связаны с его опытом становления Amazon. Шэйлеш Пракаш, директор по техническому развитию «Вашингтон Пост», говорит, что в его сфере Безос чрезвычайно «напористый», и это высказывание можно считать, видимо, комплиментом.

Например, Безос подтолкнул команду Пракаша разработать «Arc», набор издательских инструментальных средств, несмотря на то, что имелись аналогичные коммерчески доступные продукты. Безос говорил Пракашу, что Amazon, стартуя, мог получить программное обеспечение, используемое в IBM (IBM Δ 0,35%). Однако вместо этого компания разработала своё собственное, создав бизнес, который привёл к Amazon Web Services (AWS) — фантастическому финансовому успеху. «Он соображает. Очень хорошо соображает,» говорит Пракаш, бывший исполнительный директор по цифровым технологиям в компании Sears (SHLD  1,08%), которую газета присоединила к себе ещё до приобретения её Безосом. «Мои специалисты и я получаем большое удовольствие от общения. Полагаю, что Джефф тоже.»

Иногда креативность Безоса захватывает его. Пракаш говорит, что владелец предложил подобную игре особенность, которая позволила бы читателю, который не хочет доставить себе удовольствие заплатить за статью, удалить гласные буквы из неё. Безос назвал это «обезгласнивание», и концепция состояла в том, чтобы дать возможность другому читателю заплатить и, таким образом, восстановить отсутствующие буквы. Идея не нашла серьёзного развития, говорит Пракаш, отмечая, что «наш герой не был очень увлечён». Безос, нераскаявшийся верующий в мощь мозговой атаки, говорит: «Общаясь с другими умными людьми перед лекционной доской, мы можем придумать много очень плохих идей.»
Сотрудники газеты, кажется, ценят больше всего то, что Безос предоставляет им «прикрытие с воздуха», в то время как они пробуют найти пути пережить переход от «типографии к цифре».

Привлечение новых сотрудников значительно выросло при Безосе, обеспечивая также больше ресурсов для серьёзной журналистики. Райан, издатель, приписывает Безосу ответственное принятие риска — без страха, что неудача будет наказана. «Это порождает ощущение уверенности, особенно когда другие издания находятся в состоянии „Если это не сработает, то как мы оплатим существование в следующем квартале?“.» Другими словами, пока Безос получает удовольствие, для «Вашингтон Пост» больше нет «дедлайна следующего квартала», а есть просто больше возможностей обновить журналистику, предпочтительно таким способом, который, в конечном счёте, принесёт деньги.

Продолжение следует.

Автор: LukinB

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js