Рубрика «анализ данных» - 3

image

Привет! Наша команда занимается мониторингом станков и разных установок по всей стране. По сути, мы обеспечиваем возможность производителю не гонять лишний раз инженера, когда «ой, оно всё сломалось», а на деле надо нажать одну кнопку. Или когда сломалось не на оборудовании, а рядом.

Базовая проблема следующая. Вот вы производите установку для крекинга нефти, либо станок для машиностроения, либо какое-то другое устройство для завода. Как правило, продажа сама по себе крайне редко возможна: обычно это контракт на поставку и обслуживание. То есть вы гарантируете, что железяка будет работать лет 10 без перебоев, а за перебои отвечаете либо финансово, либо обеспечиваете жёсткие SLA, либо что-то подобное.

По факту это означает, что вам нужно регулярно отправлять инженера на объект. Как показывает наша практика, от 30 до 80 % выездов — лишние. Первый случай — можно было бы разобраться, что случилось, удалённо. Либо попросить оператора нажать пару кнопок — и всё заработает. Второй случай — «серые» схемы. Это когда инженер выезжает, ставит в регламент замену или сложные работы, а сам делит компенсацию пополам с кем-то с завода. Или просто наслаждается отдыхом с любовницей (реальный случай) и поэтому любит выезжать почаще. Завод не против.

Установка мониторинга требует модификации железа устройством передачи данных, самой передачи, какого-то озера данных для их накопления, разбора протоколов и среды обработки с возможностью всё посмотреть и сопоставить. Ну и с этим всем есть нюансы.
Читать полностью »

Аносмия — отсутствие обоняния — это симптом COVID-19.

В соответствии с данными, полученными от 2,5 миллионов пользователей приложения для изучения симптомов COVID-19, разработанного в Королевском колледже Лондона, две трети пользователей, у которых выявлено заболевание, сообщали об аносмии. При этом о том же симптоме сообщала лишь пятая часть тех, у кого заболевание выявлено не было.

Как анализ поисковых запросов в Google позволяет выявлять очаги COVID-19 раньше, чем это удается органам власти - 1

Есть ли корреляция между поисковым запросом «I can’t smell» («Я не чувствую запахи») и количеством заражений COVID-19? Да, такая корреляция есть.
Читать полностью »

Пару лет назад мы рассказали о том, как в системе Антиплагиат устроен поиск русского перевода английских статей. Естественно, без машинного переводчика в алгоритме не обойтись. В основе машинного переводчика, конечно, лежит машинное обучение, которое, в свою очередь, требует весьма значительного количества «параллельных предложений», т.е. одинаковых по смыслу предложений, написанных на двух языках. Значительное количество — это миллионы предложений, и чем больше, тем лучше. Понятно, что для русско-английской пары найти такую базу (в том числе и в открытом доступе) реально. А что делать с теми языковыми парами, для которых параллельных предложений принципиально не может быть слишком много?

Казалось бы, не имея в распоряжении большого объема обучающих примеров, обучить систему машинного перевода невозможно. Но на помощь приходит идеология Unsupervised Learning, или «обучение без учителя». Ну а чтобы задача была действительно интересной (особенно порадует она фанатов вселенной Стартрека), мы будем обучать наш машинный переводчик для пары языков «английский – клингонский».

Самоучитель клингонского - 1Источник картинки: Собственное творчество от команды Антиплагиата

А самым подходящим девизом к дальнейшему рассказу о применении Unsupervised Learning будет знаменитая выдержка из Инструкции клингонского почетного караула «Если не можешь контролировать себя, тебе не дано командовать другими».

Читать полностью »

Привет!

Сегодня хочу рассказать о периодограмме и одном из ее возможных применений в области анализа временных рядов. С ее помощью можно определять, насколько хорошо выделилась постоянная, сезонная и случайная составляющая, а также делать общие выводы о структуре временного ряда. В статье предлагаю посмотреть, как строится периодограмма и разобрать модельные и реальные примеры. Всем заинтересованным — добро пожаловать под кат.

Читать полностью »

Кому на бюджете жить хорошо? - 1

ВСТУПЛЕНИЕ

В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина.
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож,
Сошлися — и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

Н.Некрасов

Пару месяцев назад на одном IT мероприятии мне довелось лицезреть в работе Pandas. Парень, который с ним работал не делал ничего особенно удивительного. Но простые сложения значений, вычисления средних, группировки проиводились так виртуозно, что, даже при всей своей предвзятости к Питону, я был очарован. Манипуляции выполнялись на довольно приличных датасетах по данным капитального ремонта за период кажется с 2004 по 2019 год. Сотни тысяч строк, но все работало очень быстро.

В общем когда мне еще через пару месяцев пришлось кое-что анализировать, я решил попробовать сделать это с помощью Pandas. Провозился пару дней с тем, что с помощью Excel я бы смог сделать за день. Тем не менее мне удалось.

С апреля мы все сидим на карантине. Сидел я и думал, что бы мне такое сделать, чтобы не очень сложное и чтобы стильно и модно было. К тому времени я уже видел кучу всякой инфографики про коронавирус, про пожары в лесу, про выборы. Делать то, что уже делали не хотелось, да и браться сразу за сложное не решался, сомневаясь, что смогу закончить. Тут мне попалась какая-то статья про уже отшумевшее явление "barchart race" или по-русски "гонки столбчатых диаграмм". Вы можете подумать, что эта статья будет про barchart race. Да, но только отчасти. Barchart race будет только в конце, а статья скорее о том, как не обладая, какими-то выдающимися способностями и знаниями в области матана и прочей черной магии, можно сделать анализ больших данных и представить результат в доступной для широких масс форме. Итак, поехали.

Читать полностью »

Excel — это чрезвычайно распространённый инструмент для анализа данных. С ним легко научиться работать, есть он практически на каждом компьютере, а тот, кто его освоил, может с его помощью решать довольно сложные задачи. Python часто считают инструментом, возможности которого практически безграничны, но который освоить сложнее, чем Excel. Автор материала, перевод которого мы сегодня публикуем, хочет рассказать о решении с помощью Python трёх задач, которые обычно решают в Excel. Эта статья представляет собой нечто вроде введения в Python для тех, кто хорошо знает Excel.

Python, pandas и решение трёх задач из мира Excel - 1
Читать полностью »

Большой туториал по обработке спортивных данных на python - 1

Последние пару лет в свободное время занимаюсь триатлоном. Этот вид спорта очень популярен во многих странах мира, в особенности в США, Австралии и Европе. В настоящее время набирает стремительную популярность в России и странах СНГ. Речь идет о вовлечении любителей, не профессионалов. В отличие от просто плавания в бассейне, катания на велосипеде и пробежек по утрам, триатлон подразумевает участие в соревнованиях и системной подготовке к ним, даже не будучи профессионалом. Наверняка среди ваших знакомых уже есть по крайней мере один “железный человек” или тот, кто планирует им стать. Массовость, разнообразие дистанций и условий, три вида спорта в одном – все это располагает к образованию большого количества данных. Каждый год в мире проходит несколько сотен соревнований по триатлону, в которых участвует несколько сотен тысяч желающих. Соревнования проводятся силами нескольких организаторов. Каждый из них, естественно, публикует результаты у себя. Но для спортсменов из России и некоторых стран СНГ, команда tristats.ru собирает все результаты в одном месте – на своем одноименном сайте. Это делает очень удобным поиск результатов, как своих, так и своих друзей и соперников, или даже своих кумиров. Но для меня это дало еще и возможность сделать анализ большого количества результатов программно. Результаты опубликиваны на трилайфе: почитать.

Это был мой первый проект подобного рода, потому как лишь недавно я начал заниматься анализом данных в принципе, а также использовать python. Поэтому хочу рассказать вам о техническом исполнении этой работы, тем более что в процессе то и дело всплывали различные нюансы, требующие иногда особого подхода. Здесь будет про скраппинг, парсинг, приведение типов и форматов, восстановление неполных данных, формирование репрезентативной выборки, визуализацию, векторизацию и даже параллельные вычисления.
Читать полностью »

image
Один из ранних прототипов, использовавшихся для тестов.

Сразу скажу: крутейший он потому, что единственный из доведённых до опытной эксплуатации автопилотов третьего уровня. А единственный доведённый до опытной эксплуатации он потому, что без наработок по автопилотированию трамваев и чего-то ещё в этот рынок соваться просто нет смысла. Тепловозов довольно много, задача интересная и важная для производств, но не окупается как отдельная. Мы знаем про наработки на эту тему у НИИАС и Siemens, но не знаем, чтобы их трамваи где-то ездили в городской среде, а локомотивы перевозили реальные грузы.

Поскольку у нас уже достаточно много различных наработок и решений с беспилотными трамваями в России и Китае, мы решили провести эксперименты с одним крупным предприятием с большим парком маневровых тепловозов, используемых для доставки сырья к цехам.

Там проблема в том, что движение тепловоза регламентируется множеством сигналов, положениями людей и объектов инфраструктуры, а также командами диспетчера. Машинист должен оставаться предельно внимательным всю смену (примерно 12 часов), в том числе и ночью. В результате он рано или поздно либо пропускает что-то и попадает в аварию, либо кого-то сбивает. Это жизнь, травмы на транспорте случаются, но конкретно в этих ситуациях можно позволить себе ставить на тепловозы радары, потому что встаёт не просто один тепловоз, а целое крупное предприятие. Надолго. Предотвращение столкновений и автопилот могут сильно снизить нагрузку на человека в кабине, и тогда производства не будут вставать.

Модуль на картинке — один из ранних прототипов блока камер, с которого мы начинали. С этого момента он претерпел значительные изменения, но всегда интересно посмотреть, с чего всё начиналось. Сейчас расскажу, как вообще роботы способны ориентироваться на станциях, потому что задача вообще-то нетривиальная.Читать полностью »

Привет!

В общем, есть экспериментальный трамвай, который в рамках испытаний иногда ходил по одному из маршрутов. Автопилот тестируется на закрытой территории, а в городских — активный помощник водителя вагоновожатого. Водитель трамвая едет с руками на управлении, но тестируется именно автономный автопилот. Трамвай визуально не отличается от обычного, потому что мы вместе с производителем запихали приборные блоки далеко под панели и вывели интерфейсы на стандартные экраны. Единственное — у него можно заметить несколько камер под лобовым стеклом, спрятанный под обшивку радар и GPS-датчик на крыше. Да, ещё иногда для целей отладки мы привешиваем лидар.

image

За время испытаний мы узнали, что правила дорожного движения и реальная обстановка на дорогах даже для трамвая — это очень разные вещи.

Вообще трамвай — это идеальная «песочница» для полного автопилота автомобиля. Мы уже сейчас его реализовали. Наши читы:

  • Мы знаем маршрут и имеем гарантию, что наше ТС никуда с него не денется.
  • Можно проехать заранее и разметить точки со светофорами и прочим, чтобы системе было легче их распознавать.
  • Трамвай не может перестроиться из полосы в полосу. Большая часть нагрузки автопилота авто завязана на «куда сейчас отрулить» и тысячи сценариев, а у нас отрулить некуда.
  • Тормозит он почти мгновенно и немного резко, то есть прогнозы движения других автосредств на дороге менее сложные.

С чем реально есть проблемы — это с людьми на остановках, которые стараются пролезть первыми, рискуя жизнью. Читать полностью »

Меня зовут Роман Нестер, я профессор НИУ ВШЭ. Я занимаюсь данными последние 10 лет. Например, мы с партнёрами сделали стартап Segmento, который использует большие данные в рекламе и его купил у нас «Сбербанк». Сегодня я развиваю магистратуру по управлению продуктом и маркетингом на основе данных в департаменте коммуникаций НИУ ВШЭ. Я с беспокойством смотрю на бесчисленное количество статьей с цифрами, выводами и решениями, связанными с коронавирусом. Нельзя забывать — мы часто ошибаемся из-за неверных данных. Пример этого — борьба с вирусом Эболы в 2014 году. Я смотрю на борьбу с COVID-19 и мне кажется, что мы не выучили ни одного из тех уроков.

Я хочу привести ряд цитат из моей любимой книги Factfulness шведского статистика и врача, доктора наук Ганса Рослинга. Используя её, мы в ВШЭ сделали по-моему клёвый курс по решениям, основанным на данных. И вот сейчас меня осенило — ведь то, что происходит сейчас очень похоже на то, уже происходило 6 лет назад. Рослинг был непосредственным участником тех событий. Ощущение усилилось, когда я прочитал про "Тактику устрашения" со стороны московских властей, публикующих пугающие цифры и заголовки про заражённых.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js