Рубрика «тз» - 3

Вы пишите лишнюю документацию для вашего проекта? Нет? Тогда вам ее недостаточно!

Угадать для каждого конкретного проекта необходимый объем технической документации крайне сложно и важно. Важно — потому, что от этого зависит скорость процесса, качество и стоимость. Сложно — потому что сам процесс может меняться со временем, могут меняться исполнители, да и для заданного состояния процесса не так просто подобрать нужный набор и объем документации.

Здесь хотел бы рассказать о своем подходе к документированию работ по небольшим проектам. Небольшой проект это: руководитель-аналитик, 1-3 разработчика, тестеровщик или что-то подобное. Под документацией я понимаю какие-либо артефакты, создаваемые для поддержки следующих процессов: обсуждения, управление требованиями, управление изменениями, управление версиями. Другие процессы я не документирую.
Читать полностью »

Наша организация разрабатывает и продает систему и платформу электронного документооборота в Украине. В статье хочу поделиться опытом общения с заказчиками, от знакомства до обсуждения «доработок» и возможных проблем с закрытием договоров продажи системы. Будут описаны «грабли», на которые мы наступаем.

Знакомство заказчика с системой

Редко какая система документооборота бывает простой в плане изучения. Но тот, кому это нужно, конечно, разбирается, изучает, зачастую с нашей помощью. В ход идет все — ICQ, Skype, форум, телефонные беседы.

У нас на сайте имеется бесплатная версия на 5 пользователей, можно изучать неограниченно. Также есть триальная лицензия на полгода на 50 (или более) пользователей. Заказчик изучает, сразу строит свои бизнес-процессы, проектирует типы документов, заводит пользователей и подразделения. Все это время он спокойно живет и пользуется, без заключения договора и без затрат со своей стороны. Не понравится — бросит и уйдет. Триальную лицензию по согласованию с нами он может продлить на сколько угодно, пока мы не признаем в нем «читера».
Читать полностью »

«Идеального технического задания не существует».

Не раз слышал фразы подобного рода, в ситуациях когда разработчики реализовали не «то» и не «там», при это ссылаясь на отсутствие идеального технического задания от заказчика, аргументируя: «если бы это было указано в ТЗ, тогда бы ..».
Читать полностью »

Недавно мы собирали материалы в рамках ситуационного анализа. В первую очередь нас интересовали компании из рейтингов, брендинговые агентства и питерский рынок. Задача анализа простая – составить общее впечатление работы рынка, оценить уровень сервиса и ценообразование. Неожиданно для себя, мы нащупали еще одно слабое звено, им оказался бриф. Притом это странно, казалось бы, уже трактаты написаны об этом вопроснике, но нет, до сих пор люди спотыкаются, считают это мелочью, не обращают внимание. И не только молодые компании. Такое встречается в 40%. Но умение задавать правильные вопросы и не задавать глупые является лакмусовой бумажкой, вот так с порога многие компании признаются в некомпетентности.
Читать полностью »

Идеальный сайт – ТЗ как основа работы сайта, построенного на базе грамотных программных решений

Представьте себе, что Вы как владелец некой компании заказываете сайт компании у студии разработчика. Ситуация вполне стандартная и развивающаяся по стандартному сценарию.Читать полностью »

При таком сочетании – быстро, точно, без ТЗ – кажется, что задача не имеет решения. Однако в работе фрилансера такие задачи возникают постоянно, поэтому в борьбе за выживание заказы приходится учиться их решать. Для начала поясню, что означают вынесенные в заголовок слова.

Быстро – значит, раньше, чем заказчик примет решение о выборе исполнителя (другого исполнителя, раз вы еще не готовы ответить ему на самый главный вопрос).
Точно – значит, достаточно близко к реальной стоимости проекта, которую можно было бы озвучить после согласования ТЗ (а еще лучше после выполнения проекта, когда уже известно точное количество потраченного на разработку времени).
Ну и, наконец, что значит Без ТЗ? Понятно, что проектов совсем без ТЗ (в стиле «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что») практически не бывает. Другое дело, в каком виде заказчик предоставляет вам это самое ТЗ.
Читать полностью »

Думаю, многие слышали о законах роботехники, сформулированных Айзеком Азимовым:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам.

Эти законы являются высокоуровневой моделью поведения каждого «правильного» (по версии Азимова) робота, но на этом их призвание не ограничивается.

В статье я чуть подробнее раскрою смысл этих законов, покажу, как они могут быть применены к сферам, отличным от робототехники, и попытаюсь выработать три закона разработки. Статья не несет прямой практической пользы, я это понимаю, поэтому заранее советую залезать под кат только тем, кому не жалко потрать несколько минут на мои рассуждения и обсудить их со мной в комментариях.
Читать полностью »

Тренды будущего, которые меня интересуют. Тут я немного помечтаю, можно?

1. Распределенное роботизированное производство

В связи с российскими большими расстояниями, пробками на дорогах и качеством самих дорог весьма актуальным становится распределенное производство:
— создается интернет-сервис сбора заявок на изготовление деталей/прототипов
— менеджеры принимают оплату и заявки в виде чертежей либо моделей, делают необходимые уточнения по способу производства, допускам и пр, при необходимости подключают моделеров для создания 3D-модели
— уточненную заявку и оплату работ они направляют в центры обработки, находящиеся наиболее близко к расположению клиента. В центрах обработки находится современное ЧПУ оборудование (3D-принтеры, фрезеры, токарные станки, граверы, гибка металла, шлифовка-полировка, изготовление печатных плат, сборка и монтаж и пр), плюс операторы. Деталь/прототип изготавливается.
— после изготовления деталь/прототип отправляется клиенту по кратчайшему пути с помощью службы доставки
— процесс изготовления клиент может наблюдать онлайн (трансляция осуществляется вебкамерой)
— интерфейс системы геймифицирован (см. п.2)
— клиент, приславший фото или видео использования созданной вещи в своей работе, получает приз.
Читать полностью »

За время своей работы мне удалось взглянуть на процесс разработки технических заданий на программные продукты с нескольких точек зрения. С точки зрения аналитика – непосредственного исполнителя работ, с точки зрения руководителя проекта со стороны исполнителя, организующего процесс создания ТЗ, с точки зрения руководителя группы разработчиков, реализующих эти самые ТЗ, а также с точки зрения заказчика системы, впоследствии принимающего решение по разработанному ранее ТЗ.

Надо сказать, что у каждой из этих заинтересованных сторон свои требования и свое видение того, каким должно быть «хорошо написанное ТЗ». Например, у заказчика и исполнителя могут быть совершенно противоположные мнения на этот счет. Исполнитель может быть заинтересован в максимально подробном ТЗ для того, чтобы максимально формализовать свои обязательства по функционалу создаваемого решения. При этом заказчик, который точно не определился с параметрами будущей системы или у которого «ветер в голове», может требовать более общих формулировок, описания системы крупными мазками для того, чтобы потом попытаться включить в рамки оговоренного бюджета новые требования. Конечно же, при другом «менталитете» заказчика и исполнителя все может быть с точностью до наоборот. Сейчас мне хотелось бы остановиться именно на разработке ТЗ с точки зрения его заказчика, рассмотрев возможные ситуации, цели и тактики поведения.
Читать полностью »

Я ни разу не читал сравнение методов подхода к разработке сайтов. Прекрасно понимаю, насколько это будет субъективно: каждый хвалит то, что умеет делать. И всё же, я решил обобщить свой опыт и наблюдения за тем, как это делают другие. В нашей сфере существует, грубо говоря, три наиболее популярных метода: проектирование, написание «ТЗ» и Agile. Вот их-то я и сравню.

На всякий случай договоримся о терминах:

  • Проектирование — детальная проработка модели сайта: задачи, концепция, коммуникация, архитектура, оценка ресурсов. Об этом я писал ранее неоднократно (можно посмотреть в списке моих постов) и буду продолжать писать.
  • Читать полностью »

https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js