Как стать руководителем и не помереть

в 8:13, , рубрики: карьера, менеджмент, менеджмент в IT, менеджмент персонала, менеджмент продукта, менеджмент проектов, менеджмент. работа с людьми, руководитель, техлид, тимлид

Всегда мечтал управлять процессами, работать с людьми. Казалось, что я «знаю как правильно», как изменять процессы или учить ребят, чтобы они работали лучше. Хотелось помогать ребятам жить в лучшем мире. Мечта сбылась. Но, как говорится, есть нюанс. 

Поговорим о том, что вас ждёт, когда вы станете руководителем.

Как стать руководителем и не помереть - 1

Работать вы начнёте через год

Плюс-минус.

Всё потому, что меняется род деятельности и идет адаптация. Когда ты из разраба становишься лидом — там, так или иначе, остаётся прежний скилл сет. А вот когда ты уходишь на ступень выше, тут он резко меняется. Раньше я просто писал код, а сейчас отвечаю за процессы, оформление бумажек… Хочу  это отдельно отметить — для меня переход был таким, будто я полностью сменил род деятельности. 

Здесь больше начинают работать софт скиллы, вырастает количество коммуникаций раз этак в 10: сотрудники, продакты, директор департамента, эйчары, другие платформы…Из-за расширения лиц, с которыми вы общаетесь, и областей, много чему предстоит научиться. Теперь вам важно не только то, что происходит у вас на платформе, но и в других. Для меня обучение и переход длились достаточно долго — до того момента, когда я прям комфортно стал себя чувствовать на должности.

Всё делать самому уже не получится

Я прошел путь от простого разраба до непростого разраба. В Альфа-Банке я попал в одну из самых хардкорных команд. Результаты тоже были ничего себе, например, мы первые развили технологию BDUI в Альфе. Работы было много, было интересно и, местами, забавно. Например, я перенял код от другого разработчика, где был очень запутанный маппер, что считал непонятно что и непонятно как. Долго разбирались с ним, пока не нашли ошибку, притом случайно.

В роли рука мне пришлось от этого отказаться. Когда отвечаешь больше, чем за себя одного, уже не получается делать всё. Даже взять маленькую задачку из бэклога сотрудника не получится — даже если кажется, что он не справляется и просто хочется помочь. 

Задача руководителя другая — следить за своими котами, отслеживать слабые и сильные стороны каждого, чтобы в нужный момент понимать какого кота отправить в бой (читайте «Как пасти котов»).

Привыкайте делегировать.

Делегирование выражается в том, что механизм должен работать и без вас! Растите помощников или как я говорю, свою замену («тень»). Того, кто в случае чего сможет вас заменить. Как мне кажется, хороший руководитель — это тот, кто смог так сделать, и, уйдя, ничего не развалить. 

Планирование и записи — ваш основной инструмент

У вас будет куча задач и немеряное количество информации, которые будут влетать в вас как японский скорый поезд.

Первым же делом ищите удобный инструмент для ведения записей. Это может быть обычный блокнот, а может — что-то более технологичное, как Obsidian или Notion. Записывайте все, что от вас хотели, что не хотели, что вы хотели, что получили от встреч и т.д.

Записи могут выглядеть как-то так

Записи могут выглядеть как-то так

На первых порах, особенно, вы просто не будете все запоминать и не сможете хоть в какое-то мало мальское планирование. А если этого не делать, то вы просто будете тушить пожары и не очень успешно.

Помните что вы один, а их много и вы не можете в моменте все сразу решать — вы должны разделять важное и не важное. И реагировать тогда, когда это реально нужно

Планируйте, обламывайтесь, но продолжайте планировать

И опять о том, зачем вам планирование, особенно, когда часто вам прилетают неотложные дела.

Можно просто закрывать все, что прилетело и все будут довольны? Можно.

Но! Даже если для вас такой подход норм, и вы не хотите развивать свое направление, а только решать горящие «вопросики», (я, конечно, верю, что вы такого не хотите), то есть проблема в том, что вы потеряете себя при таком подходе.

Очень скоро вы не будете помнить, что сделали за прошлую неделю. А о прошлом квартале можно забыть, что вы успешно и сделаете. 

Но и это ладно — не помню, значит и не важно (шутка). Неприятное последствие в том, что синдром самозванца будет расти как плесень в хлебе, упавшем за тумбочку.

Так было у меня — вроде бы что-то делал, а вроде ничего. 

Здесь как раз и понадобятся записи и планирование — очень помогут построить день и иметь доказательства (в первую очередь для себя самого), что я не просто так сижу на этом месте.

Почему же я написал «Обламывайтесь»? Потому что мы живем в такое время, что количество задач, которые надо решить сейчас, сильно больше, чем места в планах.
Всё время приходится менять какую-то часть планов, потому что прилетело что-то «важнее».

Но тут вам помогут практики GTD чтобы вы планировали ваш день грамотно. Установите планку того, что вы можете откладывать, а что никак нельзя, и оставляйте время на горящие задачи в день (Даже если их не будет, то вы сможете потом занять это время).

Ваша работа — это «эксельки»

У руководителя есть и другие названия — «Эксель-менедежер», например. Это, конечно, шутка, но сфера ваших обязанностей резко изменится и вам, скорее всего, будет казаться что вы делаете что-то не так. 

Если у вас было/будет как у меня, то, будучи разработчиком, я всегда рвался предлагать решения, которые мне казались лучше — что-то улучшить или подсказать, там, где меня не просили. От чистого сердца же! Мне же казалось что так будет лучше! И вот когда (и если) ко мне прислушивались, я делился идеей, и её брали в работу, то что там происходило дальше, я не знал.

А вот там как раз происходила отработка версий, доказательство бизнесу и т.д. Всё то, что мне сейчас приходиться делать, а я об этом даже не задумывался. И всё это  сопровождается бумажками, которых я раньше просто не видел.

А потом увидел.

На одной из моих работ мне предложили руководить ребятами, с которыми я ещё вчера работал разработчиком. Мало того, что столкнулся с так называемым «предательством» своих коллег, резкой сменой отношения ко мне. Хуже то, что мне нужно было нарисовать презентацию на тему чегототамуженепомню. Пробыв 3 дня на позиции лидера, я отказался, ведь думал, что буду руководить ребятами, а вот эти ваши презентации и эксельки оставьте для пиджаков.

Вот сейчас то я полноценный пиджак =) 

Сюда же относиться вся история с сопровождением своих сотрудников, метрик и т.д.
Если у вас нет в компании под это инструмента, то вы, скорее всего, будете делать это в google docs/sheets и т.д.

Ещё ваша работа — это бюрократия

Давайте покажу как это работает на примере волокиты в любой крупной компании (особенно). Представим, что вам нужно внедрить какой то процесс.

  • Вы всё продумываете.

  • Хорошо, если вы заранее проговорите с теми, на кого этот процесс будете раскатывать, чтобы лучше его подготовить для них и реально решить какую конкретную проблему.

  • Дальше выйдете с предложением. Будьте готовы к тому, что, скорее всего, встретите сразу какой-то негатив и придётся отстаивать свое мнение. Особенно бесит когда вам вставляют палки в колеса люди, либо не относящиеся к делу совсем, либо те, кто не понимает о чём речь. Поэтому придётся подготовить бриф/презентацию так, чтобы даже совсем не сведущему работнику вашей компании было понятно зачем и почему вы это делаете.

  • Дальше вы, скорее всего, выйдите с пилотом на сотрудников, чтобы проверить свою теорию. Здесь придёт вторая волна негатива и отрицания. Тут надо умудриться не реагировать и уловить реальную критику.

  • После, если прошли все эти этапы, которые, как вы понимаете, сопровождаются кучей экселек и през всяких статистик и сводных историй (см. предыдущий блок), вы можете попасть в такую ситуацию, когда те, кто должен давать добро на ваши наработки, просто переобуются в воздухе и вам придется доказывать, что вы не дятел.

  • И вот здесь, как вам кажется, наступает сладкий финал. Но нет =) Есть шанс, что даже раскатив на всех, вы будете дорабатывать или что то изменять в дальнейшем.

Пройдя первый раз вот это всё вы, конечно, мягко говоря, офигеете. Но это нормально и к этому надо просто быть готовым!

Ну и, конечно, ваша работа — это встречи

День без встреч прожит «зря».

В какой-то момент мой карьеры, у меня стало настолько много встреч, что все недели с утра до вечера были забиты ими. Как здесь (но это ещё календарь забит не под завязку).

Как стать руководителем и не помереть - 3

И очень долго я работал только сидя на встречах, решая вопросы. Так как я любитель поговорить, такой формат работы мне очень даже заходил. Но когда немного изменились обязанности и обстоятельства так, что у меня появилось время что-то поделать руками, то оказалось, что я не могу. Я так привык составлять свое расписание только из встреч, что любые паузы между ними я просто не мог занять работой!

Поэтому не теряйте навык работы руками и не убирайте ее из расписания. Например, я для себя занимаюсь написанием каких нибудь тулзов для работы, ботов или балуюсь с gamedev’ом.

Но что же делать если работа вынуждает вас вечно сидеть на встречах? Есть ряд простых правил которыми я пользуюсь.

  • Ставьте встречи себе на тех. время, можно по пару часов, можно на целый конкретный день.

  • Следите за своим здоровьем — обязательно ходите на обед (для этого у меня отдельная встреча). Это самое важное — вы на работе проводите большую часть своей жизни, так позаботьтесь о том что бы вас хватило надолго.

  • Есть еще один лайфхак — ставьте кривые встречи, чтобы у вас были паузы выдохнуть/подготовиться перед другой встречей.

  • Обязательно готовьтесь ко встречам, возвращайтесь к своим записям. Если этого не делать, количество встреч будет расти.

Результат работы — неочевидный. И отложенный

Задачи уже не такие как раньше, когда написал код и доволен. Задачи теперь имеют отложенный эффект, а когда-то ты его вообще не увидишь! Но это не значит, что ты ничего не сделал! 

Чтобы не утонуть в этом и нужны записи. Вы можете в них заглянуть и понять на что у вас ушел день, можете проанализировать их и что то изменить, но в любом случае это лучший инструмент отслеживания вашей активности.

Раньше пишешь фичу, проверяешь — всё работает, релизишь! Все довольны — ты доволен!

А теперь, мало того, что какие-то изменения требуют больше времени и психологического здоровья, так ещё и заработают они не сразу, если мы говорим про какой-то новый процесс, например. Результат, если и увидишь (а он может за такое время просто размыться), то он будет не таким эффектным, как если бы всё случилось за один день.

Это как легкий эндорфин (как у шопоголиков, когда ты хочешь быстро заглушить что-то тем, что покупаешь и радуешься один день покупке, а дальше всё по-старому), вот его будет не хватать. И вот это будет очень сильно развивать в вас неуверенность в себе. Хоть вы каждый день работаете на износ и все что-то делаете, но вам будет казаться, что вы делаете мало или не то.

Тут у меня один совет — записывайте и перечитывайте свои достижения, даже если вы считаете их мелкими. Это поможет вам сохранить себя и не потерять мотивацию.

Про собеседования

Когда долго работаешь в одном месте, проблемы в голове накапливаются и начинают преобладать над хорошими качествами вашей работы.

Как подкрепление мне очень помогали «Финальные собеседования», где я общался с кандидатами и расспрашивал их про то, что им хотелось бы от работы, какие крутые были раньше вещи на работе или наоборот.

На фоне ответов получал «картинку» рынка. В моем случае я понимал, что всё не так плохо и где-то мы лучше других, а где-то именно мои вложения сил дали результат, который я не увидел.

Понятное дело, что «финалы» — это не ради того, чтобы потешить самооценку, скорее это приятная побочка. Реальная цель «Финалов» — выбрать подходящего сотрудника, понять, вольется ли он в команду, понравятся ли ему задачи и, немаловажное, продать ему компанию и место, где захочется работать.

Приходиться подрабатывать менеджером по продажам, но, главное, честным.

Ведь у вас цель не просто нанять сотрудника, а нанять того кто принесет вам много пользы, а по этому считаю глупым врать или приукрашивать то как есть на самом деле у вас в компании. Про это могу рассказать в другой статейке — «Как водить финалы и зачем они нужны?»

А так вот пара советов:

  • Внимательно слушайте кандидата и стройте свой рассказ акцентирую на том что вам рассказал кандидат

  • Главное помните, что вы нанимаете человека с которым вам потом работать (Относитесь к этому серьезно)

Не сжигайте крутых работников

Двигая их вверх по лестнице десять раз подумай.

Есть у меня пара примеров моего утверждения.

  1. Однажды я сделал лидом одного ответственного и исполнительного сотрудника с отличным техническим опытом. Мне, по моей дурости, казалось, что этот человек очень подходит, чтобы его вырастить в техлида. Но мое мнение было мое, а вот докопаться и выяснять у сотрудника насколько ему это нужно я не догадался. Через некоторое время после назначения он ушел из компании.

    2. Однажды я работал с очень ярым, бодрым, бойким сотрудником, он предлагал много изменений (не очень подходящих к реальности, возможно). Но вместо того, чтобы направить его «бодрость» в нужное русло, в тот момент я решил, что пусть сам барахтается. Как думаете какой эффект получился? Всё верно, человек не прижился и ушел. Сейчас, счастливый, работает в одной кипрской компании и внедряет крутые изменения.

Вывод тут в том, что вы работаете уже не с кодом, а с людьми, и они сильно сложнее, чем набор правил и рекомендаций как надо писать.

Помните про это, когда принимаете такие важные решение в отношение них!

Вы лидер, а не царь

Главный совет. Вы и ваша команда одно целое. Если кто-то будет себя выставлять выше других, это не приведет к результату (пять пороков команд).

Рост по карьерной лестнице не дает какую то власть или возможность перестать уважать своих коллег.

Доверяйте тем, с кем вы работаете, растите вместе с ними. Обменивайтесь опытом и двигайте вперед. Строите диалог , возвращайте обратную связь и собирайте по себе. Но как бы я не старался я не смог добиться полной открытости, потому что так и не получил негативного отзыва по себе за все время.

Вместе вы добьетесь всего!

Итог

Раньше я негативно относился к корпорациям и считал, что здесь все в пиджаках, а на лицах отпечатки ботинок, потому что все ходят по головам. Но оказалось, что я ошибался.

В корпорациях такие же люди, как и везде, плюс возможность поруководить появится раньше и вообще появляется. А также в корпорациях есть время на «вливание»: разобраться в задачах, проекте, компания дает тебе возможность перейти на другую должность…Пока поймешь, что от тебя хотят, вот и год прошёл.

Однако, быть своим человеком, не значит со всеми дружить и подстраиваться под всех. Человек, с которым вы работаете, должен четко понимать что он может подойти к вам с любым вопросом и вы ему поможете, но не использовать вас.


Охватил основные темы, которые всплыли в голове. Если вдруг вас интересует какая то конкретная, пишите в комментарии, добавлю в статейку. Надеюсь это статья поможет вам определиться с выбором или подскажет решение ваших проблем. А может просто вы узнаете себя в этой статье и просто порадуетесь, что вы не один такой!

И бонусом клевый совет, который переходит от руководителя к руководителю. Меня ему научил мой бывший руководитель Козочкин Евгений.

Назовем её правилом трёх крючков.

  • Когда к вам приходят с какой-то задачей вы вешаете её на 3-ий крючок и занимаетесь другими делами.

  • Когда к вам ещё раз приходят, вы перевешиваете эту задачу на 2-ой крючок и тоже не обращаете внимания.

  • И, наконец, у вас развилка. Пока задача висела на крючках она, возможно, решилась и вам ничего не надо делать. А если к вам опять придут, то вы уже поставите задачу в первый приоритет и начнёте ей заниматься

Вот и весь совет =)

Помогает, но с учетом того, что вы понимаете, что не все задачи можно проводить через крючки. И вообще — не злоупотребляйте таким подходом, хотя порой полезно!

Автор:
PaulBoston

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js