Рубрика «Форматы данных»

Изображения формата JPEG встречаются повсюду в нашей цифровой жизни, но за этим покровом осведомлённости скрываются алгоритмы, устраняющие детали, не воспринимаемые человеческим глазом. В итоге получается высочайшее визуальное качество при наименьшем размере файла – но как конкретно всё это работает? Давайте посмотрим, чего именно не видят наши глаза!

Как устроен формат JPEG - 1

Легко принять, как само собой разумеющееся, возможность отправить фотку другу, и не волноваться по поводу того, какое устройство, браузер или операционную систему он использует – однако так было не всегда. К началу 1980-х компьютеры умели хранить и показывать цифровые изображения, однако по поводу наилучшего способа для этого существовало множество конкурирующих идей. Нельзя было просто отправить изображение с одного компьютера на другой и надеяться, что всё заработает.
Читать полностью »

В первой части статьи мы разобрали загрузчик оригинальной версии и выяснили, куда загружается код игры и как он запускается. Теперь нужно перенести файлы на диск.

Floppy 5.25"

Обычно это делается простым копированием файлов, но есть одна проблема. Дело в том, что оригинальный файл содержит картинку и код игры целым куском и, следовательно, затирает собой область бейсика и системных переменных, которые находятся сразу за экранной областью. Такой файл можно загрузить с ленты, но нельзя загрузить с дискеты. TR-DOS резервирует область определённую памяти под свои нужды, и если загрузить туда данные, в процессе загрузки всё сломается.

Читать полностью »

Fantastic Dizzy — это игра в жанре «пазл-платформер», созданная в 1991 году компанией Codemasters. Она является частью серии игр про Диззи (Dizzy Series). Несмотря на то, что серия Dizzy до сих пор популярна, и по ней создаются любительские игры (Dizzy Age), похоже, что никто не занимался обратной разработкой оригинальных игр.

Реверс-инжиниринг Fantastic Dizzy - 1

Я написал несколько простых инструментов для извлечения, просмотра и запаковки ресурсов оригинальной игры. Инструменты выложены на GitHub.

Распаковка EXE

Двоичный файл PCDIZZY.EXE упакован в формат Microsoft EXEPack. Хотя есть множество инструментов для Linux, способных распаковывать такие исполняемые файлы, ни один из них, похоже, не поддерживает версию, использованную для Fantastic Dizzy. Поэтому для распаковки исполняемого файла я воспользовался DOS-версией UNP. После распаковки исполняемого файла его можно было загрузить в IDA. Удобно то, что распакованная версия двоичного файла по-прежнему хорошо работала, поэтому её отладку можно было выполнять с помощью дебаггера DOSBox.
Читать полностью »

image

В QEMU есть несколько способов подключить блочное устройство для виртуальной машины. Изначально это было реализованно следующим способом:

 -hda /dev/sda1

Таким образом виртуальные диски подключались в давние дни виртуализации. Его можно использовать и сегодня, если мы просто хотим протестировать некоторые liveCD. К сожалению, он имеет свои недостаткиЧитать полностью »

Еще одна новая фича pg_filedump: восстанавливаем каталог PostgreSQL - 1

В прошлой статье мы узнали, как при помощи утилиты pg_filedump можно восстановить данные, или, по крайней мере, какую-то их часть, из полностью убитой базы PostgreSQL. При этом предполагалось, что мы откуда-то знаем номера сегментов, соответствующих таблице. Если мы знаем часть содержимого таблицы, ее сегменты действительно не сложно найти, например, простым grep'ом. Однако в более общем случае это не так-то просто сделать. К тому же, предполагалось, что мы знаем точную схему таблиц, что тоже далеко не факт. Так вот, недавно мы с коллегами сделали новый патч для pg_filedump, позволяющий решить названные проблемы.

Читать полностью »

Пример восстановления таблиц PostgreSQL с помощью новой мега фичи pg_filedump - 1

Позвольте я расскажу вам об одной классной фиче, которую мы с коллегами из Postgres Pro недавно запилили в утилите pg_filedump. Фича эта позволяет частично восстанавливать данные из базы, даже в случае, если база была сильно повреждена и инстанс PostgreSQL с такой базой уже не запустишь. Конечно, хочется верить, что потребность в таком функционале возникает крайне редко. Но на всякий случай нечто подобное хотелось бы иметь под рукой. Читайте дальше, и вы узнаете, как данная фича выглядит в действии. Читать полностью »

AutoCAD и подобные ему САПР давно уже стали стандартом в области проектирования, и неудивительно что таким же стандартом стали широко используемые в них форматы файлов DWG/DXF. Так что если вы разрабатываете какое-то решение для архитекторов и проектировщиков, то умение работать с этими форматами (ну или хотя бы с одним из них) — must have фича вашего продукта.

Импортируем DXF чертеж в программе на Java, наступая на все грабли этого «простого» формата - 1

В рамках своего вебсервиса для симуляции движения пешеходов пришлось и мне озаботиться импортом генпланов в этих форматах. Раньше с САПР я дела не имел, поэтому наивно думал «да что там, подумаешь — еще один формат чертежей, линии и многоугольники, что там может быть сложного?». Но в процессе работы выяснилось что сложного там может быть достаточно, некоторые нюансы вполне похожи на древние костыли, тянущиеся из глубин веков, при этом многие вещи толком не документированы в спецификациях самого формата (например работа с блоками или с кривыми). Видимо они считаются очевидными для любого чертежника, но что делать если вы родом из другой области, и таких знаний не имеете?

В общем под катом — перечисление граблей и решений, которые не удалось нагуглить и пришлось добывать полуночными бдениями над чертежами.
Читать полностью »

Пожалуй, мало найдётся в вычислительной технике областей, привлекающих всеобщее внимание, и, вместе с тем, окружённых таким количеством мифов и недопонимания, как длительное архивное хранение данных. Как человек, сталкивавшийся в своей профессиональной практике с актуализацией данных многолетней давности и с организацией долговременных архивов, рискну также высказаться на этот счёт.

Краткое резюме для тех, кому лень читать всю статью: серебряной пули нет.

Для тех, кому интересно более детальное обсуждение вопроса, предназначен дальнейший текст.
Читать полностью »

Устройство NVRAM в UEFI-совместимых прошивках, часть четвертая - 1И снова здравствуйте, уважаемые читатели.
Начатый в предыдущих трех частях разговор о форматах хранилищ NVRAM, используемых различными реализациями UEFI, подходит к своему логическому концу. Нерассмотренным остался только один формат — NVAR, который используется в прошивках на основе кодовой базы AMI Aptio. Компания AMI в свое время смогла «оседлать» практически весь рынок прошивок для десктопных и серверных материнских плат, поэтому формат NVAR оказался чуть ли не распространённее, чем оригинальный и «стандартный» VSS.
Если вам интересно, чем хорош и чем плох формат хранилища NVRAM от AMI — добро пожаловать под кат.
Читать полностью »

Устройство NVRAM в UEFI-совместимых прошивках, часть третья - 1 Перед вами третья часть моего повествования о форматах NVRAM, используемых UEFI-совместимыми прошивками различных производителей. В первой части я рассказывал об NVRAM вообще и о «стандартном» формате VSS, во второй — об интересных блоках, которые можно найти рядом с NVRAM в этом формате, а в этой речь пойдет о целой россыпи различных форматов, используемых в прошивках на платформе Phoenix SCT: FlashMap, EVSA, Intel uCode, CMDB, SLIC pubkey и SLIC marker.
Если вам интересно, что умудрились напридумывать на замену VSS разработчики из Phoenix — добро пожаловать под кат, только предупреждаю сразу, статья получилась достаточно длинной.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js