
Сегодняшние языки программирования стали сложнее, но представьте, если бы вместо C и Python развивался BASIC. Под катом расскажу о том, почему языки усложнились, а также попробую погрузиться в альтернативный сценарий развития.

Сегодняшние языки программирования стали сложнее, но представьте, если бы вместо C и Python развивался BASIC. Под катом расскажу о том, почему языки усложнились, а также попробую погрузиться в альтернативный сценарий развития.
В 1970 году молодой швейцарский учёный и программист Никлаус Вирт (Niklaus Wirth) выпустил первую версию Pascal. Прошло более полувека, автор умер в 89 лет, а вот Паскаль остаётся актуальным и популярным языком программирования.
В последнем индексе TIOBE за ноябрь 2025 года Delphi/Object Pascal занял восьмое место в мире по количеству написанных строк кода, опережая Perl, Rust, Go и проч.
Когда я впервые вернулся к старому коду на Pascal, меня поразило, насколько спокойным и уверенным был этот язык. Без магии, без догадок, без самоуверенности динамической типизации. Pascal не прощал халтуру — и именно поэтому программы на нём жили десятилетиями. Эта статья — не ностальгия, а попытка разобраться, почему мы потеряли культуру типобезопасности и почему сейчас снова к ней возвращаемся.
История о том, как стремление человека управлять сложностью меняло сами основы программирования.
Перед тем как перейти непосредственно к языкам программирования, мне очень хочется осветить одно событие.
Как повернуть время вспять и выиграть Assembly с DOS-демкой в 2025-м году. Статья с картинками.
Привет, меня зовут bitl и я из тех, кто в детстве не наигрался с кодингом под DOS, и занимаюсь этим в 2020-х... Впрочем, я об этом уже рассказывал в прошлой статье. Тогда мы разбирались с таким явлением, как "сайзкодинг" в рамках демосцены, и как напрочь откомпилировать себе мозги. Вне зависимости - получилось это у вас, или нет, - сейчас я предлагаю почитать про другие способы.
Всем привет! С вами на связи снова Сергей, и я продолжаю творить «чудо».
В прошлой статье я немного задел тему эмуляции процессора. Советую почитать, кто не читал (ну, опять же, на ваше усмотрение — если решили сделать эмулятор сами, то лучше прочитать). Кстати, я обновил ту статью и немного пробежался по прерываниям. В этой статье, видимо, будет ещё больше технической информации — по правильной реализации памяти и работе с ней. И, наконец, доберёмся до видеоадаптера (PPU).Читать полностью »
Рассказ про процесс оживления и запуска в эмуляторе еще одной легендарной системы, существовавшей еще до моего рождения и никогда официально не поставлявшейся в СССР. В качестве бонуса будет компилятор Pascal из далеких 70х.
Всем привет, кто не знает меня зовут Сергей! И в очередной статье я задену разработку на Object Pascal.
В настоящее время и Delphi и FPC/Lazarus (FPC - free pascal compiler, Lazarus - IDE) поддерживают сборку под разные платформы.
В данной статье ознакомлю вас с возможностями разработки Android-приложений средствами FPC/Lazarus, в том числе и игр. И так же немного добавлю информации по DelphiЧитать полностью »
Всем привет! Меня зовут Сергей!
В данной статье речь будет идти больше о FPC/Lazarus, но так же многое, вероятно, можно будет отнести и к Delphi. Это будет что-то вроде обзора возможностей Lazarus вперемешку с начальными уроками. Многого я тут не раскрою (по моему мнению) и надеюсь читатель не будет надеяться что я смогу полностью раскрыть все секреты программирования (не надо, не надо меня за эти слова бить) в одной статье. Я надеюсь что данная статья поможет новичкам, а так же даст некоторую информацию не совсем новичкам.
Эта статья выросла из ответа на комментарии к статье Основные отличия PascalABC.NET, где возник традиционный спор про то, есть ли смысл в 2023 году изучать Pascal. Для комментов мой ответ слишком большой, так что оформлю в виде такого спонтанного поста.
Как бывший программист-практик, ныне преподающий информатику в обычной сельской школе, выскажу своё мнение касательно Pascal в школе, да и вообще того, как сейчас обстоят дела с изучением информатики.