Рубрика «haskell»

Если вы когда-нибудь читали агитации, призывающие к изучению Haskell, наверняка вас убеждали, что в нём ну очень удобно обрабатывать ошибки, ведь там есть Монада Either.

Однако, чем дальше вы изучаете Haskell (если, конечно, изучаете), тем больше понимаете, что Either неудобен примерно всегда, и использовать его вы не станете. А именно потому, что он не допускает побочных эффектов (например, IO).

Хотя, например, в Rust, такой проблемы нет, однако и там сообщество пришло к выводу, что тамошний Result из коробки тоже непригоден к использованию.

Далее, скорее всего, вы узнаете про ExceptT/MonadErrorЧитать полностью »

Привет! В рамках данной статьи мы создадим интерпретатор для простого языка программирования с использованием обобщённой свёртки. Далее следует небольшое введение. Для тех, кто уже знаком с типом Fix - фиксированной точкой для функторов, оставляю ссылку на основную часть статьи.

Правая свёртка для списков

Свёртка — операция, которая разрушает исходную структуру типа и возвращает одно значение. Например, преобразует список чисел в их сумму, при этом сама структура списка как бы разрушается. Рассмотрим правую свёртку для списка:

foldr :: (a -> b -> b) -> b -> [a] ->Читать полностью »

Сумма целых чисел — что может быть проще? Сумма есть в SQL, в Java Stream API… в крайнем случае напишем сами. Как и всякая абстракция, она расходится с реальностью.

Вот счёт клиента в банке, по нему движения — положительные пополнения и отрицательные списания — в сумме дают текущий баланс. Так сумма работает в идеальном мире. А в реальности при большом минусе банк с отсрочкой, но предпримет нетривиальные действия вплоть до обращения в суд, чтобы закрыть финансовую брешь.

static long usualSum(LongStream changes) {
    return changes.reduce(0, (a, b) -> a + b);
}

Читать полностью »

Современные языки программирования обладают большим набором разнообразных средств и удобных фишек, что позволяет писать совершенно разный код на одном и том же языке для одной и той же задачи.

Парадигма программирования — это в первую очередь стиль мышления: то, как программист думает о представлении данных и процессе их обработки. Другими словами, парадигма живёт в голове программиста, а не является свойством языка. Разные языки могут в той или иной степени поддерживать определённую парадигму. Если сейчас зайти на Википедию и начать читать про самые популярные ЯП, мы увидим, что многие из них заявлены как "мультипарадигменные": на них можно писать в разных стилях, но какие-то из них использовать будет удобнее.

Какой вклад внесло функциональное программирование в современные языки? - 1

В своей недавней статье мы рассказывали о практических применениях Лиспа и упомянули, что он сильно повлиял на развитие других языков программирования, но не стали вдаваться в детали. Пришло время более подробно раскрыть эту тему и разобраться, какой вклад функциональное программирование в целом (не только Лисп!) внесло в развитие других языков. Поскольку мы используем Haskell как основной язык разработки, и наша команда разработчиков состоит из ФП-энтузиастов, мы не смогли пройти мимо такой темы.

В этом посте рассмотрим несколько механизмов, которые либо зародились в ФП-языках, либо нашли в них наибольшее применение и были ими популяризованы, и в итоге появились в языках, изначально не функциональных.Читать полностью »

Языки любимые и языки страшные. Зелёные пастбища и коричневые поля - 1

Результаты опроса Stack Overflow являются отличным источником информации о том, что происходит в мире разработки. Я просматривал результаты 2020 года в поисках некоторых идей, какие языки добавить в нашу документацию по контейнерным сборкам, и заметил кое-что интересное о типах языков. Мне кажется, это не часто встречается в различных дискуссиях о предпочтениях разработчиков.

В опросах есть категории «Самые страшные языки программирования» (The Most Dreaded Programming Languages) и «Самые любимые языки». Оба рейтинга составлены на основе одного вопроса:

На каких языках вы провели обширную работу по разработке за последний год, и на каких хотите работать в следующем году? (Если вы работаете с определённым языком и намерены продолжать это делать, пожалуйста, установите оба флажка).

Читать полностью »

Сколько раз вы слышали эту мантру "монады не композируются"? Я потратил достаточно много времени, чтобы попробовать опровергнуть это утверждение, пытаясь решить проблему в лоб. Но как и многие вещи в математике, порой, чтобы попробовать что-то понять, иногда стоит сменить масштаб.

Рекомендуется прочитать первую и вторую части этой серии, если вы еще этого не сделали.

Когда мы хотим слить два эффекта в один, то есть сцепить их в трансформер, у нас есть два варианта: вложить левый в правый, либо правый в левый. Эти два варианты определены со схемами TU и UT:

Читать полностью »

В этой статье мы:

  • Познакомимся с сопряженными функторами
  • Узнаем, как отвечать на вопрос «что такое каррирование»
  • Притворимся, что у нас есть состояние (если есть только функции)
  • И вдогонку поиграемся с примитивной оптикой (линзами)

И все это с помощью нескольких определений теории категорий и двух простейших конструкций: стрелки и запятой.

Повесть о стрелке и запятой - 1
Читать полностью »

Однажды крестьянину понадобилось перевезти через реку волка, козу и капусту. У крестьянина есть лодка, в которой может поместиться, кроме самого крестьянина, только один объект — или волк, или коза, или капуста. Если крестьянин оставит без присмотра волка с козой, то волк съест козу; если крестьянин оставит без присмотра козу с капустой, коза съест капусту.

Перевозим волка, козу и капусту через реку с эффектами на Haskell - 1

В этой статье мы попытаемся найти обобщенное решение для такого типа головоломок и для этого будем использовать алгебраические эффекты.

Читать полностью »

Эта статья является переводом поста Chris Hodapp Embedding Haskell: Compilers, and compiling compilers В своём посте автор рассматривает различные подходы к использованию Haskell для написания кода для встраиваемых систем. Предоставим слово автору.

В моем последнем посте упоминалось, что некоторые вещи требуют лучшего объяснения, потому что я всегда пытаюсь объяснить и уточнить.

Этот блог посвящен использованию Haskell со встраиваемыми системами. Что это хотя бы значит? Мы видим пару широких категорий (которые отражают слайды на последней странице, а также наша страница ссылок):

  • Полная компиляция: компиляция кода на Haskell для встраиваемого назначения.
  • Ограниченная компиляция: компиляция некоторого ограниченного подмножества кода на Haskell для встраиваемого назначения.
  • Хостинг EDSL и компилятора: хостинг в Haskell, EDSL и компилятор для встраиваемого назначения.

Читать полностью »

Я несколько раз начинал читать статьи и серии «Введение в функциональное программирование», «Введение в Теорию Категорий» и даже «Введение в Лямбда Исчисление». Причем и русском, и на английском. Каждый раз впечатление было очень сходным: во-первых, много новых непонятных слов; во-вторых, много новых определений, которые возникают из ниоткуда; в-третьих, совершенно непонятно, как это использовать.

Самым непонятным и зубодробительным оказалось, наверное, Теория Категорий. Я освоился в ней только с третьего подхода. В первые два раза я честно все прочитал, кажется понял, но т.к. никакой связки с реальной жизнью она не имела, то спустя неделю она благополучно полностью выветривалась.

Попытки использовать как-то в работе изученные концепции разбивались о полное непонимание, как применить полученное глубокое знание. Ведь, напомню, что парадигму ФП (где-то удобнее, где-то не очень, но) можно использовать практически в любом ЯП, совсем необязательно для этого изучать условный Хаскель.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js