Рубрика «Семантика» - 14

В тексте в конспективном виде изложены идеи, высказанные автором в докладе «Философия эволюции и эволюция интернета».

Основные недостатки и проблемы современного веба:

  1. Катастрофическая перегруженность сети многократно дублированным контентом, при отсутствии надежного механизма поиска оригинального источника.
  2. Рассредоточенность и несвязанность контента – невозможность сделать исчерпывающую выборку по тематике и, тем более, по уровням анализа.
  3. Зависимость формы представления контента от издателей (зачастую случайных, преследующих собственные, обычно коммерческие, цели).
  4. Слабая связанность результатов поиска с онтологией (структурой интересов) пользователя.
  5. Малая доступность и слабая классифицированность архивного контента сети (в частности, социальных сетей).
  6. Малое участие профессионалов в организации (систематизации) контента, хотя именно они по роду своей деятельности повседневно занимаются как раз систематизацией знаний, но результат их работы фиксируется лишь на локальных компьютерах.

Читать полностью »

Текст не о философии в интернете и не о философии интернета – философия и интернет в нем строго разведены: первая часть текста посвящена философии, вторая – интернету. В качестве связующей оси между двумя частями выступает понятие «эволюция»: разговор пойдет о философии эволюции и об эволюции интернета. Сначала будет продемонстрировано, как философия – философия глобального эволюционизма, вооруженная концептом «сингулярность» – неизбежно подводит нас к мысли, что именно интернет является прообразом будущей постсоциумной эволюционной системы; а потом и сам интернет, вернее логика его развития, подтвердит право философии рассуждать на, казалось бы, сугубо технологические темы.
Читать полностью »

Добрый день, коллеги!

Я предлагаю вам прочитать статью, которая является логическим продолжением начатой мной серии статей, посвященных моделированию предметных областей.

Моделирование функциональных и физических событий в логической парадигме - 1

В этой статье я продолжаю давать определения терминам в рамках логической парадигмы. Я развиваю мысль о том, что такое реальность и о том, как мы ее моделируем. Я подчеркиваю тот факт, что мир, в котором мы живем, — это иллюзия. Мы даже не знаем, есть ли мы на самом деле, или наше существование — тоже иллюзия. Наше «Я» думает, что существует, но существует оно в мире иллюзий. Все, что мы видим, и что моделируем, — мы видим иллюзию и моделируем иллюзию.
Читать полностью »

Разметка структурированных данных позволяет показывать дополнительную информацию с вашего сайта в результатах поиска и сервисах Google. Мы рады представить несколько обновлений, которые помогут создавать разметку на сайте:

Инструмент проверки структурированных данных

Новый Инструмент проверки структурированных данных лучше показывает то, как Google интерпретирует разметку структурированных данных на странице сайта.
Инструмент проверки структурированных данных
Читать полностью »

     Ранее на Хабре была опубликована работа автора об инварианте числа (здесь). Еще ранее в работе [1] приводятся сведения об оригинальной концепции моделирования натурального ряда чисел и отдельного числа с целью установления свойств, слабо зависящих или вообще не зависящих от разрядности чисел. Ранее не приводились теоремы для доказательства истинности положений, которые используются автором в работах. Анализ комментариев к работам показал насколько недоверчиво читательская аудитория относится к подобным работам и утверждениям.
Читать полностью »

Волею судеб в мои руки попал обученный на поисковых запросах Word2Vec. Под катом даны примеры использования с пояснениями.
Читать полностью »

Здравствуйте.

Эта замечательная статья подтолкнула меня опубликовать давние мысли, касающиеся моделирования предметной области с помощью объектно-ориентированного программирования.

К актуальности изложенных в статье идей, приходишь подспудно (не имея возможности выразить по причине того, что парадигме моделирования в терминах теории множеств не учат в вузах, будущих «программистов», по крайней мере), долго работая с ООП и реляционными базами данных:

Каждый раз при моделировании предметной области, оперируя терминами ООП (сейчас говорим не об этапе бизнес-анализа, а о последующем этапе реализации модели в коде), для всех сущностей предметной области приходится реализовывать в коде и схеме БД следующий паттерн, состоящий их «подсущностей», связанных между собой:

  • класс/таблицу вида «Машины» (здесь и далее класс употребляю в терминах ООП);
  • класс/таблицу вида «Список машин»;
  • класс/таблицу вида «Машина».

Далее с помощью механизмов ООП и реляционной модели «подсущности связываются между собой.

Причем термины „сущность“ и „подсущность“ применимы именно к модели предметной области в терминах теории множеств,
а в терминах ООП/реляционной модели уместны термины „метасущность“ и „сущность“ соответственно.
Надеюсь, понятно, почему? — ООП/реляционная модель являются более низкоуровневыми механизмами, и сущность предметной области приходится конструировать, нет в них средств, которые нативными образом позволили бы отразить сущность предметной области.

А далее следуют ожидаемые проблемы:

Читать полностью »

Зачем нам нужен понятный язык? Откуда вообще взялось это явление? Что такое «plain language» в мире и кто поддерживает это движение? На все эти вопросы я постараюсь ответить в этой заметке.

Предысторию вы можете прочитать в прошлой публикации на Хабре, где был рассказ про алгоритмы, используемые для оценки читабельности текстов. Эта заметка должна была быть в вводной к той, о технологиях.
Читать полностью »

Онтоинженер: от сотворения мира к порождению сущностей - 1В этом посте я продолжу рассказ о той части Compreno, которая связана с профессией онтоинженера. Ну или о той работе онтоинженера, которая связана с упомянутой технологией — это уж кому как удобнее воспринимать.

Напомню, первая часть подвела нас к тому, что онтоинженеры строят онтологии, чтобы технология могла работать (без них — никуда, так уж всё устроено). А о том, что ещё, и, конечно, зачем делают онтоинженеры, я предлагаю узнать прямо сейчас.

Семь битв – одно поддерево

Основную часть рабочего времени онтоинженер посвящает не «моделированию мира» (хотя это и звучит очень гордо), а созданию системы извлечения. И хотя мы всё больше экспериментируем со статистикой, машинным обучением и автоматическим извлечением паттернов, пока в наших продуктах и проектах используются правила, написанные вручную. Однако правила эти представляют собой не какие-то жесткие шаблоны, опирающиеся на линейный порядок слов в предложении, а описания фрагментов семантико-синтаксических деревьев ABBYY Compreno. Это позволяет нам сравнительно легко обходить вариативность и неоднозначность языка, кратко задавая множество вариантов, используемых для выражения одного и того же смысла. Читать полностью »

В данной статье я продолжаю рассказ про физические и функциональные события. На этот раз я свяжу физические события с теми объектами, которые моделируют их в информационных системах. В этой статье рассказ пойдет про физические и только физические события:

BPMN: Моделирование физических событий - 1

Определение события

Для начала вспомним, что такое физическое и функциональное событие в предметной области.
Событие — это экстент плюс субъективная точка зрения на него.

  1. Экстент — это любая 4-Д область из 4-Д пространства-времени. Дело в том, что наше пространство четырехмерно. Просто одно из измерений мы переживаем специфическим образом – как нечто, что разворачивается перед нами в одном направлении. Но для моделирования такая особенность нашего восприятия не имеет значения.
  2. Считается, что экстент, который мы считаем событием, с точки зрения рассказчика имеет нулевую временную ширину. То есть с точки зрения рассказчика событие – это мгновение. Однако, всегда существует точка зрения, в которой шириной события уже нельзя пренебречь и нам понадобится рассмотреть временную ширину этого экстента.
  3. Событие имеет физический смысл – это факты и ничего, кроме фактов. Мы рассматриваем такое событие как набор фактов без их трактовок. Например, в примере с маяком есть событие смотритель сидит на дровне и отдыхает. Такое событие мы будем называть физическое событие.
  4. Кроме физического события существует множество трактовок этого физического события разными субъектами. Например, при описании маяка одно и то же физическое событие «Смотритель отдыхает» может быть описано как: «Розжиг закончен» и «Тушение начато». Такое событие мы будем называть функциональное событие.

В итоге мы имеем такую иерархию объектов:

BPMN: Моделирование физических событий - 2
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js