Рубрика «проект» - 3

Даже в очень крупных компаниях часто отношение к разработчикам, как к грибам: держат в темноте и кормят навозом. Пишите код, родные, и не высовывайтесь. Этот подход может быть удобен для многих (в том числе иногда — для самих разработчиков в случае не очень адекватного менеджмента), но с точки зрения бизнеса неоптимален. Моя позиция: разработчики должны иметь возможность узнавать всё то, что происходит в компании и на рынке, но без давления. Захотел — копнул и разобрался, не захотел — не надо.

Редко когда разработчик не хочет понимать, зачем и что он делает. Редко кто не хочет видеть влияния реализованных фич на мир вокруг. Да ладно, давайте будем честными: мы тут все или из-за денег, или из-за возможности делать что-то значимое. Деньги есть везде. А вот интересные проекты встречаются реже.

Я хочу поделиться процессом того, как у нас устроено такое информирование в команде Туту.ру. Возможно, кому-то оно покажется ликбезом, а кому-то будет полезным. Ну или вы подскажете, как сделать лучше. Читать полностью »

Честно говоря, Иван часто посмеивался над тщетными усилиями коллег из отдела мониторинга. Они прилагали огромные усилия для реализации метрик, которые им заказывало руководство компании. Они были настолько заняты, что больше никому ничего не хотели делать.

А руководству всё было мало – оно постоянно заказывало всё новые и новые метрики, очень быстро переставая пользоваться тем, что были сделаны ранее.

Последнее время все только и говорили про LeadTime – время поставки бизнесовых фич. Метрика показала сумасшедшее число – 200 дней на поставку одной задачи. Как же все охали, ахали и воздевали руки к небу!

Через некоторое время шум постепенно затих и от руководства поступил заказ на создание еще одной метрики.

Ивану было совершенно понятно, что и новая метрика точно также тихонько помрёт в тёмном уголке.

Действительно, размышлял Иван, знание числа совершенно никому ни о чём не говорит. 200 дней или 2 дня – нет никакой разницы, потому что по числу невозможно определить причину и понять, хорошо это или плохо.

Это типичная ловушка метрик: кажется, что новая метрика расскажет суть бытия и объяснит какой-то тайный секрет. Все так на это надеются, но ничего почему-то не происходит. Да потому что секрет надо искать вовсе не в метриках!

Для Ивана это был пройденный этап. Он понимал, что метрики – это просто обычная деревянная линейка для измерений, а все секреты надо искать в объекте влияния, т.е. в том, что эту метрику формирует.

Для интернет-магазина объектом влияния будут его клиенты, приносящие деньги, а для DevOps – команды, создающие и раскатывающие дистрибутивы с использованием конвейера.

Однажды, устроившись в холле в удобном кресле Иван решил как следует продумать как бы он хотел видеть метрики DevOps с учётом того, что объектом влияния являются команды.

Цель метрик DevOps

Понятно, что всем хочется уменьшить время поставки. 200 дней – это, конечно, никуда не годится.

Но как, вот в чем вопрос?Читать полностью »

ВНИИТЭ планеты всей: как в СССР систему «умного дома» придумали - 1

В середине 1980-х годов в СССР не только играли в перестройку и переделывали Simca 1307 в Москвич-2141, но и пытались спрогнозировать будущее рядового потребителя. Это было довольно сложно, особенно в условиях тотального дефицита. Однако советские учёные смогли предугадать появление ноутбуков, смартфонов, умных очков и беспроводных наушников.
Читать полностью »

Привет! Я продакт-менеджер в Туту и люблю рассказывать, что важно сначала понять, зачем вы что-то пишете вообще, потом сформулировать требования к результату, а потом уже делать. В качестве примера я часто привожу офисную кухню. Сейчас на пальцах расскажу, что такое продуктовый подход, как с его помощью сделать кухню, и что творится у нас на реальной кухне в офисе.

У каждой вещи есть пользователь. У кухни конечные пользователи — сотрудники офиса. Они используют кухню, чтобы получить ценность. Именно за ценностью они приходят. Например, у нас есть холодильник бесплатной еды: йогуртов, разных снеков типа моркови, творога, сосисок, пиццы и пирогов, то есть закусок — быстрых или здоровых. Вот он:

Как сделать офисную кухню через продуктовый подход - 1

Откуда он взялся? Из простой мысли, что иногда люди выходят из офиса поесть что-то снаружи. Ближайший магазин у нас в 10 минутах от офиса (с учётом спуска-подъёма). Гораздо дешевле и практичнее принести сотрудникам бесплатную еду, чем тратить их время на её поиски, пускай и не за счёт компании. Сначала это были только здоровые закуски, но потом по мере роста офиса стали появляться сосиски, а для тех, кто иногда остаётся ждать ночи перед релизом, — пицца. При этом горячая еда тут не хранится постоянно, а приезжает отдельно.

Давайте проанализируем, как такое решение вообще могло быть принято. Читать полностью »

Вечный вопрос технического долга - 1
Это одно из самых крутых облегчений проекта. На картинке — график суммарного времени, затрачиваемого CPU на обработку всех пользовательских запросов. В конце видно переход на PHP 7.0. с версии 5.6. Это 2016 год, переключение во второй половине дня с 24 ноября.

Туту.ру с точки зрения вычислений — это в первую очередь возможность купить билет из точки А в точку Б. Для этого мы перемалываем огромное количество расписаний, собираем в кэш ответы множества систем авиакомпаний и периодически делаем невероятно длинные join-запросы к базе данных. В целом мы написаны на PHP и до недавних пор были полностью на нём (если язык правильно готовить, то можно даже строить на нём системы реального времени). С недавнего времени критичные по производительности участки стали рефакториться на Go.

У нас постоянно возникает технический долг. Причём это происходит быстрее, чем нам бы хотелось. Хорошая новость: его не надо закрывать весь. Плохая: по мере роста поддерживаемой функциональности техдолг тоже пропорционально растёт.

Вообще технический долг — это плата за ошибку при принятии решения. Вот ты что-то предсказал не так, как архитектор, то есть совершил ошибку прогнозирования или принимал решение в условиях недостаточной информации. В какой-то момент понимаешь, что надо что-то менять в коде (часто на уровне архитектуры). Дальше можно сразу поменять, а можно подождать. Если подождал — на техдолг набежали проценты. Поэтому хорошая практика — время от времени реструктуризировать его. Ну или признавать себя банкротом и писать весь блок заново. Читать полностью »

Мы, команда разработчиков, делаем корпоративные сервисы Леруа Мерлен. И у нас есть одно преимущество, которым может похвастаться мало какой разработчик: у каждого сотрудника компании есть телефон, где всё это запускается.

То есть мы можем быть уверены, что, если завтра будет релиз приложения для инвентаризации, то все пользователи его получат. И смогут мгновенно использовать.

Я хочу рассказать про эту экосистему приложений и то, что сотрудники делают с ними в магазине и в офисе. Вот так выглядит экран телефона:

Корпоративный телефон — как швейцарский нож: для инвентаризации, чата, обращений в поддержку и справок - 1

Как видите, тут корпоративные приложения соседствуют с соцсетями, Телеграмом и прочим «бытовым» набором. Мы поощряем использование мессенджеров и соцсетей с корпоративных устройств. Принципиально не отслеживаем пользователей и не обращаемся к их данным (французская политика приватности в MDM примерно на уровне GDPR).

По нашим наблюдениям, когда у сотрудника появляются рабочий Телеграм и ВКонтакте на телефоне, он начинает эффективнее использовать приложения, которые нужны ему для работы.Читать полностью »

Как в Леруа Мерлен можно купить товар со склада поставщика, которого нет в ассортименте магазина - 1

У нас в Леруа есть много товаров, которые хотелось бы поставить на полки. Например, побольше видов обоев. Или профессиональное оборудование. У нас есть материалы для отделки спален, но нет кроватей и постельного белья. И так далее. 16 миллионов человек ежемесячно посещают сайт при населении России 146,8 миллиона человек. Поверьте, нашим покупателям хочется много чего, кроме 40 тысяч товаров основного ассортимента.

И вот к нам приходит маркетинг и говорит: слушайте, уважаемые разработчики, вы такие крутые и быстрые, что, наверное, можете запилить нам платформу для того, чтобы разные поставщики продавали свой товар через сайт. И мы это комплектовали в доставку к нашим обычным товарам.

Это космос. Это почти как закупить товар и продать его клиенту, только без закупки. В смысле: чего клиент хочет, мы показываем ему сразу наличие у поставщика, он покупает, транспортная компания везёт с нашими документами напрямую (как если бы это было куплено у нас), а если вдруг надо вернуть по гарантии или обменять — это делается через любой наш магазин.

В случае успеха это такое резкое изменение бизнес-модели, что можно гордиться ещё года три. А внедрять всё пару месяцев. Как нам поначалу показалось.Читать полностью »

Я хочу рассказать про то, как мы продолжаем убивать бумажный документооборот. Одна из областей, которая сдалась совсем недавно, — это технический документооборот, то есть все бумаги, которые нужны в процессе проектирования, строительства и других стадий жизненного цикла любого объекта. Давайте представим, что вам нужно построить башню. Это примерно то же самое, что строить Тёмную башню, но куда мрачнее по уровню бюрократии.

Документы на здание: маленькие радости автоматизации на примере Тёмной башни - 1

У такого строительства — даже если это Тёмная башня — есть чёткий (но довольно большой и сложный) процесс. Одни документы перетекают в другие, например, начинается всё с инженерных изысканий, потом появляется эскиз, потом сам проект, разрешения, вот уже сметы, служебные записки с замечаниями про то, что бак нашей башни не так отштукатурили и так далее. И в конце — регламенты и инструкции по эксплуатации.

Итак, башни еще нет, а документооборот уже есть, и он появляется задолго до строительства. Но уже с этапа возникновения идеи башни может использоваться наша система технического документооборота.Читать полностью »

В статье будет приведено несколько терминов, а также примеры индустрий, где неграмотный менеджмент может привести к катастрофе.

Данная статья будет интересна всем тем, кто когда-либо собирается собрать собственную команду, открыть собственное дело, или уже это сделал, но что-то пошло не так. И еще, всем тем, у кого по непонятным причинам, проект не может завершиться уже длительное время.
Читать полностью »

NASA объявило о новом полете на Луну - 1

Люди снова будут ходить по поверхности Луны – впервые с 1972 года. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США рассказало о планах новой пилотируемой миссии. Пока что супер-конкретные детали с датами не раскрываются, общий посыл просто «мы это сделаем».

Американский интернет рыдает от счастья. Но, неожиданно, среди экспертов нашлось много недовольных. Когда планы NASA были объявлены перед консультативной группой 15 ноября, советники разделились на две группы. С одной стороны – предложения по ускорению программы (иначе, не дай бог, Китай обгонит). С другой – рассказы о нереалистичности и затратности проекта, особенно в плане постройки перманентной станции Gateway на лунной орбите.Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js