Рубрика «X11»

Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня я затрону одну интересную тему — графические дисплейные сервера и протоколы в Linux. В этой статье я расскажу вам о архитектуре X11 и Wayland, историю их создания и наконец-то сделаем вывод: Иксы на мороз, или вейланд на помойку?

Еще в далеком 2016 году вышла Fedora 25 с окружением GNOME 3.22 на базе дисплейного сервера Wayland. А в RHEL 10 выкинут X11 на мороз. Релиз RHEL 10 намечен на 2025 год, CentOS Stream 10 — на 2024 год. Для обеспечения работы приложений, требующих X11, будет использоваться XWayland. Таким образом, в 2029 году (к моменту окончания первого этапа поддержки RHEL 9) стоит ожидать появление первого аппаратного обеспечения, не поддерживающего X11.

И как я думаю — будущее за Wayland. Но пока X11 является стандартом. Давайте разберем это!

Вперед в будущее: Wayland против X11 - 1

Читать полностью »

X11 это тот механизм на чем работает весь графический интерфейс Unix подобных ОС.

Но мало кто знает как он работает на самом деле. Потому что с годами он оброс слоями и слоями библиотек, которые стремятся скрыть саму сущность протокола.

А протокол в своей сути прекрасен. Он лаконичен и почти совершенен.

В Интернете есть полная документация по протоколу. Но дело в том, что эта документация большая, написана не совсем ясным языком и по сути представляет просто спецификация. Важные моменты никак не обозначены, а как использовать тоже оставлено на фантазии читателя.

А все книги и статьи по использованию X11 описывают это через библиотеки прокладки типа XLib и XCB, и даже, что хуже, GTK или Qt.

Так что документацию приходится читать всю и самому выделять что важно, а что не очень. Придумывать сценарии использования и писать хотя бы короткие программы чтобы испробовать как все работает на самом деле.

Как бы то ни было, если кому-то интересно как все работает на самом деле, пожалуйста под кат.

Читать полностью »

Удивительное рядом. Как устроен буфер обмена в Windows и Linux - 1

Опенсорсная утилита CopyQ показывает содержимое буфера обмена на всех ОС и сохраняет историю

Буфер обмена — один из основных элементов GUI, но он сложен в реализации. Подводных камней настолько много, что вы больше никогда не сможете произнести слово «копипаст» с презрительным выражением. Есть тысячи приложений и форматов данных. Невозможно обеспечить полную конвертацию всего во всё.

В некоторых случаях данные вообще нигде не сохраняются по нажатию Ctrl+C. И по нажатию Ctrl+V будет возвращён NULL. Shit happens, как говорится…
Читать полностью »

Сетевые соединения X11 - 1


Есть две технологии в ИТ, которые казалось должны были исчезнуть на рубеже прошлого века, но их живучесть и удобство раз за разом отодвигает их уход со сцены. Речь идет об IPv4 и X11. Если первый из них практически во всех аспектах уступает IPv6, то преимущества Wayland, как технологии над X11 очевидны не всем. Wayland вовсе не универсален, как X Windows System, он намного более прост. Это дает ему ряд преимуществ по сравнению с иксами, но в этом же кроются его недостатки.

Если говорить о преимуществах, то это в первую очередь простота реализации и долгожданное избавление пользователей графической среды Linux от таких артефактов перерисовки, как разрывы изображения, a․ k․ a․ tearing. С этим особенно часто сталкиваются обладатели видео карт NVidia. Хватает и недостатков и противники замены X-сервера напирают на гибкость использования сетевых возможностей в различных сценариях.Читать полностью »

Сравнение потребления памяти различных GUI тулкитов - 1

Всем привет! Наша команда разрабатывает IDE для работы с API TestMace. В одной из наших предыдущих статей читатели указывали на непомерно большое потребление памяти electron-приложений. Что ж, настало время цифр :) В данной статье автор оценивает потребление памяти однооконных приложений, написанных с использованием различных тулкитов. Приятного чтения!

Находясь в поисках идеального набора инструментов для создания GUI, я решил измерить объём занимаемой ими памяти.

По сути, я хотел выяснить, какой из них требует наименьшее количество памяти для программы, состоящей из одного пустого окна. В этой статье я расскажу о полученных результатах.

Читать полностью »

image

С того момента, как id Software прекратила поддержку Linux и Mac и сделало Launcher для QuakeLive в виде отдельного standalone-приложения, написанного на C# с использованием кроссплатформенного фреймворка(!) для рендеринга веб-страниц в OpenGL, прошло немало времени. Я уже затюнил свой дистр для стабильного-максимального количества fps (у меня все равно слабая видеокарта), но он по-прежнему тормозил. Сейчас я расскажу, что сделал для того, чтобы поиграть в любимую игру в свободное время, в игру, с которой я начинал свое сидение за компьютером в 7 лет. Я не останусь равнодушным к таким плевкам к людям никогда. Под катом расскажу о том, как повысить производительность в игре на Linux и о том, как я сделал свой собственный Launcher.
Читать полностью »

Свободный редактор GIMP — теперь нативное приложение для Mac OS X

Популярный open source графический редактор GIMP (свободная и бесплатная альтернатива редактору Adobe Photoshop) наконец-то портирован на Mac OS X в виде нативного приложения!
Читать полностью »

(оригинал — Jasper St. Pierre, разработчик GNOME Shell, взято отсюда)

Это обзорная статья о составных частях графического стека Linux и том, как они уживаются вместе. Изначально я написал её для себя после разговоров об этом стеке с Оуэном Тейлором, Рэем Строудом и Эдэмом Джексоном (Owen Taylor — мэйнтейнер Gnome Shell; Ray Strode — мэйнтейнер большого количества десктопных пакетов сообщества RedHat; Adam Jackson — разработчик графического стека Gnome Shell и интеграции с XOrg; прим. переводчика)

Я постоянно дёргал их, снова и снова расспрашивал о всяких мелочах, а потом эти мелочи благополучно забывал. В конце концов я задал им вопрос — а нет ли какого-нибудь обзорного документа, уткнувшись в который я бы избавил ребят от своего назойливого внимания? Не получив утвердительного ответа я решил написать эту статью, которая по завершению была вычитана Эдэмом Джексоном и Дэвидом Эйрли. Они оба работают над этим стеком.
Читать полностью »

Австралийский разработчик Мэтт Квэн (Matt Kwan) создал X-сервер для Android (на Java), который уже можно скачать в Android Market, исходный код также опубликован на Google Code (лицензия MIT или Apache).

X-сервер реализует протокол X11 на Android-устройствах, то есть позволяет отображать на планшете/смартфоне интерфейс приложения, которое выполняется на другой *nix-машине в сети, например, на десктопе или ноутбуке Linux, MacOS или *BSD. Чтобы сделать это, зная IP-адрес планшета, достаточно просто указать в переменной display IP-адрес планшета сЧитать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js