Рубрика «низкоуровневое программирование»

Владей и заимствуй

Долгое время Rust позиционировался исключительно как язык для системного программирования. Попытки использовать Rust для высокоуровневых прикладных задач зачастую вызывали усмешку у значительной части сообщества: зачем использовать инструмент в том качестве, на которое он не рассчитан? Какая польза от возни с типами и анализатором заимствований (borrow checker), если есть Python и Java со сборкой мусора? Но другая часть сообщества всегда видела потенциал Rust именно как языка прикладного, и даже находила его удобным в использовании для быстрого прототипирования — во многом благодаря его особенностям, а не вопреки им.

Читать полностью »

Разворачивал в очередной раз Linux-образ на USB-drive (почему-то им оказался Manjaro, но это совсем другая история), и в голову пробрались странные мысли: BIOS увидел флешку, а дальше-то что? Ну да, там MBR, скорее всего GRUB и… А раз в MBR затесался чей-то кастомный код, значит и простой человек из Адыгеи может запрограммировать что-нибудь на «большом» компьютере, но вне операционной системы.

А так как делать такие штуки на языках высокого уровня слишком жирно, а ассемблеров мы не знаем, будем шпарить прямо на опкодах для 8086.

Назад к истокам: рулим компьютером прямо из MBR - 1

Читать полностью »

image

Меня зовут Андрей Артемьев, я работаю в Microsoft над ядром ОС Windows 10, ранее я работал над Windows 10x (WCOS), XBox, Windows Phone и Microsoft Edge. Я хочу популярно в образовательных целях рассказать о том как работает компьютер на примере клавиатурного ввода и Windows 10. Данный цикл статей рассчитан в первую очередь на студентов технических специальностей. Мы рассмотрим какой путь проходит информация о нажатой клавише от клавиатуры до отображения в Notepad.exe. В виду обширности и междисциплинарности темы в статьях могут быть неточности, о которых сообщайте в комментариях. Какая-то информация может быть устаревшей в виду скорости с которой развивается Windows.
Читать полностью »

Встраиваемые функции в Go - 1


Go позволяет писать на ассемблере. Но авторы языка написали такую стандартную библиотеку, что бы этого делать не пришлось. Есть способы писать переносимый и быстрый код одновремено. Как? Добро пожаловат под cut.
Читать полностью »

В предыдущей статье мы научились запускать Hello World ядро и написали пару функций для работы со строками. Теперь пришло время расширить библиотеку С чтобы можно было реализовать kprintf и другие необходимые функции. Поехали!
Читать полностью »

Идея написания игры на языке ассемблера, конечно, вряд ли придёт кому-то в голову сама собой, однако именно такая изощренная форма отчетности уже долгое время практикуется на первом курсе ВМК МГУ. Но так как прогресс не стоит на месте, то и DOS, и masm становятся историей, а nasm и Linux выходят на первый план подготовки бакалавров. Возможно, лет через десять руководство факультета откроет для себя python, но речь сейчас не об этом.

Программирование на ассемблере под Linux, при всех своих плюсах, делает невозможным использование прерываний BIOS'a и как следствие обделяет функциональностью. Вместо них приходится использовать системные вызовы и контактировать с api терминала. Поэтому написать симулятор блек-джека или морского боя не вызывает больших трудностей, а с самой обычной змейкой возникают проблемы. Дело в том, что система ввода-вывода контролируется терминалом, а системными функциями Си напрямую пользоваться нельзя. Поэтому при написании даже довольно простых игр рождаются два камня преткновения: как переключить терминал в неканонический режим и как сделать ввод с клавиатуры неблокирующим. Об этом и пойдёт речь в статье.
Читать полностью »

Пусть у нас есть регион/область памяти, заданный с помощью двух переменных, например:

byte* regionStart;
size_t regionSize;

Требуется проверить, находится ли значение указателя в пределах этого диапазона. Возможно, вашим первым побуждением будет написать так:

if (p >= regionStart && p < regionStart + regionSize)

Но гарантирует ли стандарт ожидаемое поведение этого кода?
Читать полностью »

На Geektimes летом была статья про Megaprocessor — процессор из дискретных транзисторов и светодиодов, который весит полтонны и занимает всю гостиную в обычном таунхаусе под Кембриджем. Я решил воспользоваться своей географической близостью к этому мегапроекту, и запрограммировать для него что-нибудь презентабельное — например, спортировать для Megaprocessor мою предыдущую хабрапрограммку «Digital Rain».

Программируем «Мегапроцессор» - 1

Система команд Megaprocessor описана на сайте разработчика. Большинство команд состоят из одного байта, за которым может следовать непосредственный операнд (один или два байта). Регистров общего назначения всего четыре (R0-R3), при этом они не равноправны: например, для команд доступа к памяти адрес должен быть либо в R2, либо в R3; а операнд — в одном из двух оставшихся регистров. Программистам, привыкшим к системе команд x86 или ARM, набор команд Megaprocessor покажется крайне бедным: нет ни косвенной адресации «база+смещение», ни непосредственных операндов у арифметических команд (за исключением addq ±1, addq ±2). Зато есть пара неожиданных возможностей: отдельная команда sqrt, и режим .wt для команд сдвига, который заменяет результат суммой выдвинутых битов. Таким образом можно, например, парой команд ld.b r1, #15; lsr.wt r0, r1 вычислить количество единичных битов в r0 (вопрос, столь любимый собеседователями на работу!). Мнемоника ld для команды, загружающей в регистр непосредственное значение (вместо привычной по x86 или ARM мнемоники mov) указывает на способ её выполнения: фактически, с точки зрения процессора, выполняется ld.b r1, (pc++).

Итак, приступим. Читать полностью »

Введение

Я занимаюсь разработкой приложений и драйверов для различных устройств авиационного применения. В Авиации используются ОС с более жесткими требованиями к надежности(ARINC 653), такие как VxWorks653, PikeOS или LynkOS. Разрабатывая приложения для авионики возникла проблема медленного доступа к данным на твердотельных накопителях данных подключенным по интерфейсу ATA. Это происходило из-за использования медленного программного интерфейса ATA. Я решил эту проблему реализацией драйвера AHCI.

В этой статье Я хочу кратко описать работу AHCI.

Опыт запуска AHCI в VxWorks653 - 1
Архитектура устройства с AHCI контроллером.

Читать полностью »

Часть 2: Отправка и получение сообщений

В этой серии статей мы рассматриваем процесс создания масштабируемого сервера для чата в реальном времени, во всех деталях. Цель статьи — показать пример практического применения языка Rust на фоне изучения концепций системного программирования и системных API, шаг за шагом.

Вторая часть является прямым продолжением первой, поэтому если вы ее пропустили (или забыли контекст), то рекомендую сначала ознакомиться с ней. В этой части мы продолжаем реализацию протокола WebSocket.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js