Рубрика «логические схемы»

Аналоговый режим работы К155ЛА3 - 1


В предыдущих двух частях цикла мы использовали микросхему К155ЛА3 в привычном всем цифровом режиме работы. В этой части публикации мы рассмотрим схемотехнические решения на элементах ТТЛ в аналоговом режиме.

Любопытно, что в аналоговом режиме можно включить практически любой из инвертирующих элементов ТТЛ. Примеры подобного использования микросхемы К155ЛА3 есть даже в пособиях для начинающих, правда, мало кто из начинающих догадывается, что режим работы элементов 2И-НЕ в этих схемах аналоговый.
Читать полностью »

Одной К155ЛА3 недостаточно - 1


Из предыдущей части публикации мы узнали, что на одной микросхеме К155ЛА3 можно реализовать достаточно много устройств. Причём у неискушённого читателя мог возникнуть вопрос, зачем же потребовалась разработка других микросхем серии 74, если функциональность любой из них можно реализовать на логических элементах типа 2И-НЕ?

В этой части мы рассмотрим схемотехнические решения на элементах 2И-НЕ более сложных устройств, а также дадим ответ на вопрос неискушённого читателя по результатам анализа работы этих решений.Читать полностью »

Достаточно одной К155ЛА3 - 1


Продолжая тему легендарных микросхем, нельзя обойти вниманием замечательнейшую микросхему 7400, также известную на постсоветском пространстве, как К155ЛА3.

Давным-давно, когда деревья были большими, а я ещё учился в старших классах, на меня снизошло откровение от старших товарищей, что практически любое цифровое устройство можно собрать только на микросхемах К155ЛА3. Утверждение может показаться спорным, но ничто не мешает нам его проверить.

И поможет нам в этой проверке другое откровение: «Инверсия конъюнкции есть дизъюнкция инверсий». Заодно и разберёмся, что есть «конъюнкция», что есть «дизъюнкция», и причём здесь «инверсия».
Читать полностью »

Привет. Два года назад, как раз перед началом пандемии, я затеял большой проект: построить компьютер, используя только простые логические микросхемы 74 серии и микросхемы памяти. В этой статье я бы хотел кратко рассказать о том, что получилось, и более подробно об основной части – процессоре.

Мой компьютер на логических микросхемах - 1

Читать полностью »

Преамбула: большинство задач в спортивном программировании оцениваются по однозначно правильному решению, по сути, сравнивая выдачу конкурсной программы с шаблоном правильного ответа. Однако существует пласт задач, где лучшее решение найти невозможно или крайне сложно в разумные временные рамки. Однако два решения легко можно сравнить между собой по некоторой метрике. Из-за этого усложняется проверяющая программа, однако, расширяется простор для разработки собственных эвристических алгоритмов решения. Представляю наш ваш суд одну такую задачу.

image Комбинационные логические схемы входят в состав всех современных процессоров и других электронных средств обработки информации. Процессоры используются повсеместно и непрерывно усложняются. Количество транзисторов в современном процессоре уже превысило 2 млрд? И, похоже, рост не планирует останавливаться. Одновременно с этим уменьшаются технологически процессы производства процессоров. Транзисторы становятся все меньше и уязвимее для внешних воздействий. И вот, даже не самые сильные внешние излучения и магнитные поля могут приводить к кратковременным изменениям логических значений в микроэлектронных схемах. Эта проблема особенно актуальна в космических и других критичных к надежности системах. В данной задаче поставим вопрос: как зная логическое назначение схемы сделать её более устойчивой к внешним воздействиям? Вашей задачей будет разработать алгоритм создания такой устойчивой схемы.

Читать полностью »

Реконструкция автомата Pong

В 1972 году инженер Аллан Алкорн столкнулся с необходимостью сделать простую видеоигру, в которой были бы двигающаяся точка, две управляемые ракетки и цифры для отображения счета. По сути, это задание было дано, чтобы помочь освоиться в Atari специалисту в электротехнике, не имевшему на тот момент опыта работы в зарождающейся сфере развлечений. Неясно, откуда была взята идея игры — то ли из симулятора тенниса на PDP-1, то ли украдена у провалившейся приставки Magnavox Odyssey, вышедшей в том же году, но Pong оказалась исторически первой коммерчески успешной компьютерной игрой.

Не было никакой заложенной программы, операционных систем, ОЗУ или процессоров; логические элементы обеспечивали функционирование графики, звука и управления. Игральный автомат состоял из 66 отдельных микросхем, и лишь для домашней версии всё это было собрано на отдельный кристалл. Умелец из Канады решил воссоздать оригинальный Pong по дошедшим до него схемам на основе ТТЛ.Читать полностью »

Добрый день, уважаемыее. В сегодняшней статье мы предадимся ностальгии, поработаем со старым добрым железом, и постараемся прикрутить к нему не менее доброе новое. А заодно вспомним, как работает шина ISA и как вообще происходит общение х86-процессора с периферией.
Читать полностью »

Пожалуй, многие веб-дизайнеры (особенно, занимающиеся исключительно дизайн-макетами сайтов, вне вёрстки и программирования) сталкивались с тем, что их сданная и одобренная работа, проходя известные стадии, претерпевала различные изменения и искажения. Хорошо, если разработка происходит в слаженном коллективе, где веб-дизайнеры тесно сотрудничают с верстальщиками и программистами. При таком положении звёзд, велика вероятность, что все углы будут подточены и достигнуты наилучшие результаты. Однако, при тенденциях отдельного найма фрилансеров, по большинству, сотрудничества не возникает.

image

Статья может представлять определённый интерес для заказчиков веб-услуг (владельцев сайтов / бизнесменов, желающих открыть собственный стартап). Материал также может послужить полем для обсуждения всеми сторонами вопроса — веб-дизайнерами, проектными менеджерами, верстальщиками, владельцами сайтов. В статье рассказывается о процессе проектирования и разработки веб-дизайна (с логическими схемами) стартапа, о наблюдении за реализацией и последующей «жизнью» проекта и об итоговом его закрытии. Не наделённая достаточной информацией по объективным причинам закрытия данного стартапа, я постараюсь избежать домыслов, пересудов и необоснованных выводов. Цель моего рассказа — отразить взгляд со стороны веб-дизайнера на реализацию его дизайна на сайте. Статья содержит практические советы по контролю качества вёрстки.
Читать полностью »

RFID метка на простой логикеОбъявлено новое соревнование 7400, и нужно сделать что-то новое. Нельзя ударить в грязь лицом после победы в прошлом году ;)

У меня было несколько расплывчатых идей, но их было недостаточно, чтобы вызвать реакцию «Ух ты!» или «Ты маньяк!». Нужно серьезно потрудиться, чтобы оставаться на уровне моей предыдущей разработки — емкостного сканера.

Я устроил мозговой штурм с моими товарищами: Педерсеном (Pedersen), Асбьёрном (Asbjørn) и Флеммингом (Flemming), которые тут же придумали множество смешных идей. И вот Флемминг упоминул RFID (он разработчик системы управления доступом, которая основана на RFID). А вот это уже мысль. Конечно, первые мысли были об RFID-считывателе, но мы уже собрали их довольно много, и это было скучно. Однако, появилась идея сделать RFID-метку. Я не знаю, кто упомянул это первым, и, как обычно в мозговом штурме, идеи рождаются коллективным разумом. Итак, решено сделать RFID-метку, собранную исключительно на 7400-ой логике.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js