Рубрика «IT-стандарты» - 37

Эволюция CSS: от CSS, SASS, BEM и CSS–модулей до styled-components - 1

С самого начала истории интернета мы нуждались в стилях для наших сайтов. Многие годы нам для этого служил CSS, развивавшийся в своём темпе. И здесь мы рассмотрим историю его развития.

Думаю, все согласятся с таким определением: CSS используется для описания представления документа, написанного на языке разметки. Также ни для кого не будет новостью, что за время развития CSS стал довольно мощным средством и что для использования в команде нужны дополнительные инструменты.
Читать полностью »

MIT решил внести свой вклад в создании беспилотных машин интересным способом — решить морально-философский вопрос — как должен действовать беспилотный автомобиль в той или иной ситуации.

MIT запустил Moral Machine: эксперимент по изучению того, как должны поступать беспилотные машины - 1

Интерес данного исследования состоит еще и в том, что многие голосующие не имеют прав, а следовательно не знают ПДД, что внесёт своё влияние на результаты.
Читать полностью »

В текущей статье я определю следующие термины: объект, состояние, событие, операция, функция. Я расскажу о том, как можно представить себе их. В качестве мета-метамодели для моделирования мы возьмем теорию множеств, а не MOF. Почему именно ее? Потому что это единственный на сегодняшний день известный способ моделирования, который имеет математическую основу, границы применимости которого нам хорошо известны, достаточно широки и обоснованы.

Строгое определение понятий: объект, состояние, событие, бизнес-операция и бизнес- функция - 1

Прошлые статьи вызвали оживленную дискуссию среди тех, кто использует для моделирования предметных областей инструменты ООП: языки ООП, нотацию UML. Несмотря на то, что я постоянно подчеркиваю, что объекты учета, о которых я веду речь, не моделируются средствами UML, и объясняю почему, тем не менее, вопрос об их моделировании методами ООП поднимается снова и снова. Наверно, мне надо еще раз рассказать, чем так плох ООП для моделирования предметных областей.
Читать полностью »

Инфраструктура простой электронной подписи. Часть 3: Системы обработки персональных данных - 1

В первой и второй частях была рассмотрена инфраструктура ПЭП в системах контрагента и агента, как участниках электронного взаимодействия. Важную роль в этой инфраструктуре играют персональные данные(ПД) контрагента. Системы агента не создают ПД, они используют данные, предоставленные другими системами. Что это за системы, как происходит первичная передача и обработка ПД – эти вопросы будут предметом третьей части статьи.
Читать полностью »

Инфраструктура простой электронной подписи. Часть 2: Моделирование целевой системы - 1
В предыдущей части была построена диаграмма использующих систем в проектируемой инфраструктуре ПЭП. Следующим этапом необходимо проанализировать целевую систему в этой инфраструктуре. Целевой системой у нас является ПЭП, которая, согласно законодательству, является аналогом личной собственноручной подписи. Поэтому дальнейший анализ будет вестись как для личной собственноручной подписи, так и для ПЭП.
Читать полностью »

При написании этой статьи я сделал все возможное, чтобы сделать ее простой для чтения. Однако, в ней содержится очень сложный и нетривиальный вывод — почему методы моделирования операций, которые мы встречаем почти в каждой нотации, не дают нам удовлетворения. Я не видел подобного анализа нигде, даже в книге Криса Партриджа, которую я очень люблю: Business Objects: Re-Engineering for Re-Use. Поэтому я надеюсь, что статья будет легка и полезна одновременно.

Трудности в моделировании операций стандартными способами. Моделирование 4-объектов, постановка задачи - 1

Все модели, которые мы строим, должны так или иначе моделировать 4-х мерное пространство-время, потому что именно так мы представляем себе окружающий нас мир.
Например, что такое болт? Это 4-х мерный объект, который ограничен в пространстве-времени определенными границами. Для моделирования болта существуют нотации, которые моделируют эти границы. Например, чертеж болта моделирует поверхность, которая ограничивает 3-х мерный объем. Добавив к этому чертежу еще 6 координат, зависящих от времени, мы получим модель поверхности 4-Д пространства — времени, которая моделирует болт.

Однако, что такое операция? Это — тоже 4-х мерный объект, который также, как и болт ограничен определенными границами в пространстве и во времени. Правда, представить себе операцию как 4-объект намного сложнее. Существуют три причины, по которым нам сложно это сделать.
Читать полностью »

Инфраструктура простой электронной подписи. Часть 1: Моделирование использующих систем - 1
Предыдущая статья о простой электронной подписи (ПЭП) сделала акцент на юридические нюансы, и только вскользь затрагивала технические решения. Первый же комментарий к статье отметил этот момент. Отсутствие описания технических решений среди «подводных камней ПЭП» не случайно, так как на законодательном уровне вопросы практического применения ПЭП регламентированы только для сферы государственных услуг. Для частного бизнеса применение ПЭП не стандартизируется, поэтому практический опыт отражает лишь личное видение заинтересованных сторон конкретного проекта. Это сильно ограничивает, но, судя по комментариям, не стандартизированное описание также востребовано. Родилось продолжение статьи, с целью компенсировать этот информационный пробел. Продолжение состоит из нескольких частей, каждая из которых кратко рассматривает шаги анализа и проектирования функциональности ПЭП. Описание базируется на реальных проектах, в частности, на успешном внедрении ПЭП в информационную систему крупного поставщика технологических услуг.
Читать полностью »

Модели создаются аналитиком с целью сделать понятным ту или иную часть предметной области. Модель строится при помощи объектов учета и отношений между ними. Под объектом учета понимается все, что мы назвали: активы, процессы, события, структуры, множества и т.д. При этом кажется, что мы все знаем, что такое «понимание», однако, стоит поговорить об этом чуть подробнее.

В результате обучения человек привыкает к тому, что есть некоторые паттерны, повторяющиеся из раза в раз. Например, если поднять камень и отпустить его, он упадет на землю. И так будет всякий раз, когда повторится этот паттерн. Знание о том, что предмет падает на землю является эмпирическим опытом, не требующим объяснения. Всем, кто живет на Земле, этот факт кажется очевидным, не требует ни объяснения, ни доказательства, то есть, он понятен. Выглядит это знание как:

  1. Эмпирический опыт – это множество (класс) ситуаций, которые расцениваются данным субъектом, как похожие друг на друга (субъект ронял предметы). Новые ситуации классифицируются субъектом как похожие на предыдущие и пополняют класс однотипных ситуаций.
  2. Паттерн ситуаций (тип ситуаций, или модель ситуаций), который присутствует в сознании у субъекта и в котором записано, что всякий раз, когда случится подобное, тело падает на землю. Паттерн связан с эмпирическим опытом, или с классом ситуаций.

Итого: есть ситуации, модели которых хранятся в сознании у субъекта, есть модель этих моделей – паттерн, который тоже хранится в сознании у субъекта. Все вместе это дает человеку чувство понимания.

Однако, для человека, родившегося в космосе и всю жизнь проведшего в невесомости, факт того, что камень падает на землю, не будет являться очевидным, и потребует объяснения.
Постановка задачи: Объекты учета и моделирование отношений между ними - 1
Читать полностью »

Для создания модели предметной области сначала строится модель наших представлений. Описание наших представлений содержится в метамодели (например, в нотации BPMN). Метамодели, в свою очередь, строятся на основе мета-метамодели. Однако, наши представления имеют очень непростую структуру, которая до сих пор не имеет формального описания. Поэтому построение метамодели и мета-метамодели сильно затруднено. Попытку описать эту структуру предприняли греки, когда придумали основы логики. Способы нашего мышления изучали математики, когда столкнулись с парадоксами, пытаясь построить основы своей науки. Казалось бы, прогресс есть, но по какой-то причине, остановившись на формальном описании инструментов логического вывода, математики не сделали попытку применить полученные наработки к моделированию нашего мира (наверно, потому что для них – это прикладная задача, не вызывающая интереса).

Трудности на пути создания «универсальной» метамодели для моделирования предметных областей - 1

В итоге те принципы, на основе которых создаются нотации и языки моделирования предметных областей, выбираются разработчиками относительно произвольно. Понятно, что созданные таким образом языки моделирования имеют достаточно ограниченную область применения. Эту область должны были бы описать создатели языка, но разработчики, как правило, это требование игнорируют.
Читать полностью »

компьютер сетунь

"Возможно, самая красивая система счисления — это сбалансированная троичная" — Дональд Е. Кнут, Искусство программирования, Издание 2.

Многие знают, что компьютеры хранят данные и работают с ними с помощью двоичной системы счисления. Одно из главных объяснений этому можно найти в схеме современных компьютеров, которые состоят из миллиардов простых и массово производимых транзисторов и конденсаторов, которые могут вместе представлять два состояния: высокое напряжение (1) и низкое напряжение (0).

Такая конструкция сегодня настолько распространена, что трудно себе представить, как компьютеры могут работать иначе. Но, в Советской России 50-х годов они работали иначе. Если вы вдруг не слышали про такое, загуглите "Сетунь" — сбалансированный трехкомпонентный компьютер, разработанный в 1958 году небольшой группой во главе с Брусенцовым, в МГУ.

Перед тем, как говорить о Брусенцове и Сетуни, давайте я немного объясню вам троичную сбалансированную систему счисления.

Сбалансированная троичность

Тернарная или троичная — это система счисления, в которой есть три вероятных значения: 0, 1 и 2. В её сбалансированной версии существуют три вероятности -1, 0 и +1, часто упрощённые до -, 0 и + соответственно.Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js