Рубрика «педагогика»

Геймификация быта и оборотная сторона положительного подкрепления - 1

С геймификацией быта большинство из нас впервые столкнулось в том нежном возрасте, когда мамам и бабушкам приходится предпринимать существенные усилия по перемещению каши в человека. Мы сидели на стуле и с отвращением смотрели в тарелку, содержащую нескончаемое количество малопривлекательной субстанции, и мама (или бабушка) подносила нам ко рту полную ложку, жизнерадостно приговаривая: «А вот еще одна машинка заезжает в гараж!» — или что-нибудь еще в том же духе.

С тех пор утекло много воды (и было съедено много каши), но проблема того, что нам регулярно требуется проделывать малоинтересные бытовые операции, остается актуальной. Некоторые люди научаются получать от повседневных дел удовольствие, другие строго говорят себе «надо!», а третьи любыми способами пытаются от них уклониться, стараясь не замечать растущий слой пыли и прочие культурные наслоения. Вот собственно для них, ненавистников рутины, и существует большая часть инструментов геймификации повседневной жизни.
Читать полностью »

Инклюзивное образование: почему такая хорошая идея так плохо работает - 1

Один из главных культурных трендов последних десятков лет — это идея безусловного равенства между людьми, из которой далее вытекает необходимость борьбы с любыми проявлениями дискриминации: по расовому, половому и прочим признакам. В образовании это материализовалось в виде инклюзии: такой модели обучения, когда мы одновременно воспитываем и учим нормативно развивающихся детей и детей, имеющих произвольные нарушения и особенности развития. Например, если у вашего ребенка в классе есть один аутист и пять обладателей дефицита внимания с гиперактивностью, этот класс можно считать инклюзивным.

Если двадцать лет назад в России инклюзивное образование находилось в статусе не вполне легального педагогического эксперимента, то сейчас оно формально принято в качестве основной модели. Это означает, что если у вашего ребенка есть особые образовательные потребности, то в принципе вы можете привести его в любой сад и любую школу, и образовательное учреждение — теоретически — обязано будет создать условия для того, чтобы ребенок смог там учиться.

Фасад этой практики — идея, что дети имеют право расти и развиваться вместе, и мы не должны создавать отдельные резервации детей с особенностями, где они лишены общества других детей.

А теперь посмотрим, что происходит, когда мы эту идею пытаемся реализовать.
Читать полностью »

В общем, история такая. В качестве дошкольного психолога я сижу дома, потому что сады все-таки закрыли вместе со всеми остальными организациями. (Надо сказать, меня изрядно удивляло, что это за карантин такой, если детские сады продолжают функционировать.) Как и прочим педагогам, мне предложили выдумать форму работы с детьми через интернет.

Игротерапевт по удаленке — это немного сомнительная идея. До roll20 и тому подобного моя целевая аудитория еще не дозрела (потому что читать не умеет даже по-русски), Скайп под грузом желающих поговорить на карантине работает неустойчиво, поэтому в порядке эксперимента я буду делать что-то вроде SuperBetter в телеграме. Соответственно, у меня в канале будут появляться квесты.
Читать полностью »

Маджонг с детьми: для чего, когда и как - 1

Когда мы готовим ребенка к поступлению в школу и помогаем ему адаптироваться к школе, поддерживая его интеллектуальное развитие, то одно из классических игровых средств – это обыкновенные игральные карты. Обучая ребенка карточным играм, мы можем давать нагрузку на все когнитивные функции. Зрительное восприятие понадобится, чтобы различать символы мастей (не путать пики и червы, в частности). Память – чтобы следить за тем, какие карты уже сыграны. Мышление – чтобы составлять комбинации и просчитывать выгодные ходы. Внимание – чтобы не проморгать в своей руке те карты, которые позволят эти выигрышные ходы сделать. Играя по разным правилам одной и той же колодой, мы совершенствуем произвольную регуляцию деятельности и учим гибкому, нелинейному поведению. В общем, игральные карты – это замечательная вещь. Но у них есть существенный недостаток: в нашей культуре они плотно ассоциированы с азартной игрой на деньги и воспринимаются поэтому как нечто порицаемое. Это означает, что специалист, играя в карты с ребенком, будет провоцировать реакции вида «чему вы тут его учите?» со стороны семьи, а ребенок не сможет принести игральные карты в школу, чтобы поиграть на перемене, не провоцируя аналогичных реакций со стороны педагогов. Причем понятно, что этот культурный стереотип к жизни давно уже имеет весьма опосредованное отношение, и какая-нибудь браузерная многопользовательская игра с куда большим успехом приобщит ребенка к игре на деньги, чем колода карт на перемене. Но перед нами все же встает проблема того, что ребенок может начать ощущать, будто делает что-то аморальное и неприличное. Это его либо отвратит от игры (и потеряется смысл игры как самоподдерживающейся развивающей деятельности), либо негативно скажется на самовосприятии – а у нас нет цели заставить ребенка ощущать себя хулиганом и правонарушителем.

Вариант решения этой проблемы – играть с ребенком не в карты, а в маджонг. Читать полностью »

ЦМИТ — это центр молодежного инновационного творчества.

Цель данного топика — поделиться анализом ситуации и видением будущего в сфере технического творчества молодежи. Проектное обучение*. Я ожидаю увеличение количества технически грамотной молодежи, способной создавать серьезные технические проекты, в 100 — 1000 раз в районе 2020 года. Под катом предпосылки и описание процессов, которые к этому приведут.

Статья будет полезна руководителям ЦМИТов, техническим предпринимателям, управленцам в инженерии, стартаперам, техномолодежи, управленцам вузов.

Читать полностью »

Данный материал написан Халамовым Владиславом Николаевичем,

Уважаемые коллеги!
К вам обращается директор учебно-методического центра образовательной робототехники. Наш центр объединяет преподавателей дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования, руководителей ресурсных центров по робототехнике, которые ведут научно-методические разработки в области применения образовательной робототехники в предметной среде.
Как специалист, стоящий у истоков образовательной робототехники в ноябре 2015 года я был приглашен на заседание комиссии по развитию информационного общества в Совет Федерации. Одной из рассматриваемых на заседании тем стало развитие образовательной робототехники. Несмотря на популярность этого направления, оказалось много вопросов, которые еще предстоит решить. В своей статье я сделал попытку рассмотреть их с точки зрения профессионального сообщества педагогов.<p/>
Мы хотим узнать мнение педагогов, ученых и всех, кому интересна образовательная робототехника по поводу обсуждаемых на заседании комитета Совета Федерации вопросов, и приглашаем их к диалогу и обмену опытом.

С уважением, Владислав Николаевич Халамов
Тел: +79823419526

Что такое образовательная робототехника? Мнения экспертов комиссии Совета Федерации

В СоветеФедераций состоялось заседание комиссии по развитию информационного общества.
На заседание комиссии были приглашены представители регионов, вузов, Министерства образования и науки РФ, Программы «Робототехника» Фонда «Вольное дело», других заинтересованных структур.
На повестку дня были поставлены три вопроса:

1. Об участии субъектов РФ в разработке дорожной карты реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.
2. О консолидации методик и опытных разработок негосударственных организаций в области робототехники и популяризации науки.
3. О создании национальной лиги соревнований в области технического творчества.
Заседание проходило под руководством заместителя председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Людмилы Боковой. Вопросы повестки были освещены с разных сторон, и все участники cмогли поделиться своим мнением.

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js