Рубрика «познание»

Я технарь и сильно увлекаюсь естественными науками.
Периодически в разговорях с людьми всплывает тема философии (как академической области) и ее роли в познании мира.
При этом никто не может сказать чем именно занимается современная философия и какие практические или теоретические результаты она дает.

Изучив наиболее популярные вопросы философии (по версии разных источников), я пришел к выводу, что философскими принято называть такие вопросы, в которых просто недостаточно определены используемые термины.

Читать полностью »

Я хотел бы, не вдаваясь в технические детали, немного коснуться вопроса о том могут ли нейронные сети достичь чего-нибудь значимого в искусстве, литературе, и является ли это творчеством. Техническую информацию, легко отыскать, существуют и известные приложения, для примера. Здесь же лишь попытка разобраться в самой сути явления, всё что здесь написано — это далеко не новость, но я попытаюсь лишь немного формализовать некоторые мысли. Буду употреблять тут термин нейросети в общем смысле, как синоним ИИ, неразрывно с машинным обучением и алгоритмами отбора.

На мой взгляд, вопрос творчества нейронных сетей следует рассматривать не только в русле информатики и искусствоведения, но и – философии и психологии. Для начала надо определить, что такое творчество, как создаётся нечто абсолютно новое; да и в принципе, всё это упирается в проблему познания, в той части — как появляется новое знание, открытие, тот или иной символ, образ. В искусстве, ведь, как собственно и в чистой науке подлинной ценностью обладает новизна. Читать полностью »

Хаки для мозга. Учёные опубликовали обзор методов для улучшения умственных способностей - 1В условиях всё более сложного информационного общества неуклонно растут требования к когнитивному функционированию. В последние годы предложены многочисленные стратегии для улучшения работы мозга. Доказательства их эффективности (или её отсутствия) и побочных эффектов вызвали дискуссии об этических, социальных и медицинских последствиях.

Подобно хакерской культуре в области компьютерного программного и аппаратного обеспечения, всё больше людей экспериментируют со стратегиями творческого преодоления естественных ограничений когнитивных способностей человека — другими словами, «взламывают» функции своего мозга.

В общественных дебатах когнитивное усовершенствование часто рассматривается как некое монолитное явление. Но на самом деле это многогранная концепция: существует не один «когнитивный усилитель», который увеличивает функцию мозга как таковую, а большое разнообразие стратегий, которые можно разделить по группам:

  • биохимические;
  • физические;
  • поведенческие.

Эти когнитивные усилители различаются по способу применения, когнитивной области, на которую они нацелены, времени воздействия, доступности и побочным эффектам, а также по тому, как они действуют на разных людей.
Читать полностью »

“Человеческое, слишком человеческое” Не станем ли мы заложниками нашего разума, реализуя универсальный ИИ? - 1

Многие учёные и инженеры имеют неоправданно завышенные ожидания к искусственному разуму. Почему-то они считают, что мыслящие машины, будучи созданными, сразу же решат многие наши проблемы и приведут к технологической сингулярности. Однако, такой образ мыслей является заблуждением.

Примечание. Я намеренно не использую слово «интеллект», ибо под ним обычно разумеется способность к анализу проблем и принятию решений на основе шаблонов, без осознания процесса. В указанном значении интеллект присущ и программе Maple, решающей сложные уравнения, и пчёлам, способным к обучению и сложному поведению, и многим иным животным. Взамен я буду использовать слово «разум», говоря про мыслящие машины уровня человека.

А нужен ли вообще нам искусственный разум? Нужен. Увы, «голый» интеллект решает слишком узкий класс проблем, причём порой весьма неэффективно. Более того – «голый» интеллект не способен сам сформулировать проблему! Например, возьмём игру в шахматы, – машина решает проблему не творчески, затрачивая немалые ресурсы и используя различные алгоритмы, заложенные в неё инженерами. Человек решает проблему творчески – он генерирует новые решения, причём используя намного меньшие ресурсы!
Читать полностью »

Мы способны проводить измерения чёрных дыр, но не в состоянии излечить простуду

Есть ли у научного познания границы? - 1

Альберт Эйнштейн сказал, что «самое непостижимое свойство Вселенной состоит в том, что она постижима». И удивлялся он недаром. Мозг человека в результате эволюции выработал систему адаптации, но его основная нейронная архитектура едва ли изменилась с тех пор, как наши предки рассекали саванны и справлялись с трудностями жизни. И на самом дел поразительно, что этот же мозг позволяет нам находить смысл в квантовом мире и в космосе, в понятиях, крайне далеко ушедших от того «здравого смысла» повседневного мира, где происходила наша эволюция.

Но я думаю, что в какой-то момент наука нажмёт на тормоза. И произойти это может по двум причинам. Оптимистичная — мы подчистим и схематично обрисуем определённые области (например, атомную физику) так, что там уже нечего будет добавить. Другая, более тревожная — мы достигнем ограничений способности нашего мозга. Могут существовать концепции, необходимые для полного понимания физической реальности, о которых у нас будет представления не больше, чем у обезьяны по поводу дарвинизма или метеорологии. И некоторым открытиям придётся ждать послечеловеческого интеллекта.
Читать полностью »

image

В человеческой культуре есть один удивительный парадокс. Еще 300 лет назад был изобретен потрясающий по эффективности способ познания реальности под названием «Научный метод». Его достижения сегодня мы видим повсюду – в виде огромного развития науки и техники. И в чем тут парадокс, спросите вы? А парадокс заключается в том, что этот метод, дающий столь масштабные результаты, большей частью людей практически не используется!

Это действительно странно, но это факт. Уже черт знает сколько лет изобретенный способ максимально эффективного взаимодействия с реальностью (и проверенный миллионами экспериментов) – даже учеными, как правило, используется не всегда. Выходя из научной лаборатории, ученые забывают о научном методе. Про всех остальных и говорить нечего.

По сути говоря, большая часть населения планеты до сих пор живет в средневековье. Чтобы пояснить, что это означает, я для начала расскажу, в чем же собственно заключается научный метод и как он возник.
Читать полностью »

Тяжело строить модели инфляции, не приводящие к мультивселенной. Но не невозможно, и я думаю, что поле для исследований тут существует. Но большинство моделей инфляции приводят к мультивселенной, и доказательства инфляции будут подталкивать нас к тому, чтобы воспринимать идею мультивселенной всерьёз.
— Алан Гут

Периодически я получаю вопрос, затрагивающий самые дальние пределы того, что мы можем узнать, представить, или о чём можем построить теорию. Вопросы о начале и конце Вселенной, законах природы и о самой науке. На этой неделе честь задать вопрос предоставлена Джону Пашкову:

Вы писали, что для революционной научной теории нужны три вещи, и третья по счёту – то, что её можно проверить и подтвердить или опровергнуть. При этом теория мультивселенной, похоже, этот тест не проходит.

Давайте поговорим об этом: трёх критериях, мультивселенной, откуда она берётся, и соответствует ли она высоким стандартам научной теории.

Спросите Итана №96: научна ли теория мультивселенной? - 1
Читать полностью »

Дениел Таммет — Различные способы познания - 1

У Дениела Таммета лингвистическая, числовая и визуальная синестезия. Его восприятие слов, цифр и цветов смешано. Эта особенность создает новый способ восприятия и понимания мира. Автор книги «Рожденный в синий день» делится своими картинами и своей страстью к изучению языков и позволяет ненадолго заглянуть в свой необычный ум.

Оригинальное видео


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js