Рубрика «Демосцена» - 9

Часть 1: От четырёх до восьми

От четырёх до тридцати двух - 1
Я люблю читать воспоминания людей, заставших первые шаги вычислительной техники в их стране. В них всегда есть какая-то романтика, причём какого она рода — сильно зависит от того, с каких компьютеров люди начали. Обычно это определяется обстоятельствами — местом работы, учёбы, а иногда и вовсе — случайностью.

Мне, как и многим моим друзьям и знакомым, повезло застать конец того романтического периода, когда разработчики компьютеров ещё не пытались угодить обывателю, а делали то, что они сами, по каким-то своим соображениям, считали правильным. Это накладывало на каждую разработку (и программную и аппаратную) печать индивидуальности, пусть даже если в дальнейшем эта, оказавшаяся удачной, вещь, продавалась миллионами экземпляров (или наоборот — проваливалась в коммерческом плане).

Кто-то начинал с больших гудящих машин размером с комнату, кто-то с настольных домашних, кто-то собирал свой первый компьютер сам, по статьям в журналах. В каждом из таких направлений появлялись свои уникальные традиции, общие интересы, субкультура.
Читать полностью »

Этой статьей начинается цикл интервью с нашими соотечественниками, добившихся значительных результатов на поприще инженерной мысли в современной России.
Несколько лет назад, увлекшись 3Д принтерами, а затем робототехникой и в некоторой степени, радиотехникой, волею судьбы получил возможность общаться с интересными людьми. Эти люди, чем-то напоминают «поколение шестидесятых». Современные инженеры, конечно, не такие романтические безсеребренники, какими были их деды.
Жизнь сегодня другая. Современный инженерный человек, как правило, с виду лыс, злобен и равнодушен. Но за этой защитной маской, вынужденно носимой в жестоком мире развивающегося капитализма, проявляется замечательный ум, предприимчивость и поистине железная устойчивость к невзгодам.Читать полностью »

Четырёхбитный калькулятор из картона и шариков - 1
Внешний вид картонного четырёхбитного калькулятора из картона. Хорошо видны полусумматор вверху и три сумматора в средней и нижней части калькулятора

Давным-давно, до изобретения электроники, люди изготавливали механические компьютеры из подручных материалов. Самым известным и сложным примером такой машины является антикитерский механизм — сложнейшее устройство из не менее чем 30 шестерёнок использовалось для расчёта движения небесных тел и позволяло узнать дату 42 астрономических событий.

В наше время механические компьютеры (калькуляторы) — скорее предмет развлечения гиков и повод устроить забавное шоу. Например, как компьютер из 10 000 костяшек домино, который складывает произвольные четырёхзначные бинарные числа и выдаёт пятизначную двухбитную сумму (математическая теория этого калькулятора и архитектура). Такие перфомансы позволяют детям лучше понять, как работают битовые логические операции в программировании, как устроены логические вентили. Да и вообще сделать маленький компьютер своими руками из подручных материалов очень интересно, тем более если вы делаете это вместе с ребёнком.
Читать полностью »

«Hardware is just software crystallized early»
— Alan Kay

Архитектура и программирование Philips Videopac (Magnavox Odyssey 2) - 1Компьютер Magnavox Odyssey 2 (Videopac) появился в 1978 году и позиционировался как игровой, однако с возможностью более серьёзного применения (для чего у него имелась встроенная плёночная клавиатура). Серьёзных приложений, учитывая назначительный объём памяти, было очень мало, так что, по факту, правильнее считать Videopac игровой приставкой.

Что касается названий, Magnavox Odyssey 2 продавался в США и выдавал NTSC видеосигнал (через RF выход). Philips Videopac G7000 (он же C52) продавался в Европе, соответственно, с PAL видео. Кроме этого различия (которое, разумеется, влияло на работоспособность части игр) компьютеры совершенно одинаковые.

Videopac был одной из первых игровых приставок, для которой игры выпускались в виде картриджей с программами. Поэтому ничего удивительного, что и технически это устройство весьма аскетично.
Читать полностью »

Предупреждение: статья содержит абстрактные изображения обнажённого тела и может не подходить для просмотра на рабочем месте

Генерация художественных картин в нейросети, обученной для распознавания порно - 1
Некоторые примеры абстрактного искусства, сгенерированного с помощью нейросети open_nsfw

Недавно компания Yahoo открыла исходный код нейросети open_nsfw. Это специально обученная нейросеть остаточного обучения (ResNet), которая классифицирует изображения, выставляя им «оценку неприличности» от 0 до 1. Программа предназначена для автоматического выявления картинок NSFW, то есть неподходящих для просмотра на рабочем месте. Проще говоря, для выявления порнографии. Естественно, цель состоит в фильтрации таких изображений — удалении их из открытого доступа.

Наверное, компания Yahoo не предполагала, каким именно образом находчивые хакеры применят её интеллектуальную разработку.
Читать полностью »

— А видеовыход у него есть?
— И как ты себе это представляешь?
(из разговора о Vectrex)

Архитектура и программирование компьютера Vectrex - 1Vectrex выпускался GCE в 1982 — 1983 гг. и представляет собой игровой компьютер (приставку) ключевая особенность которой, векторный дисплей, делает его одним из самых необычных и интересных 8-разрядных компьютеров. С некоторой натяжкой можно сказать, что он является упрощённой версией векторных игровых автоматов Cinematronics, технически более совершенных.

В качестве процессора в Vectrex используется Motorola 6809 — он похож на MOS 6502/6510, но добавлены 16-битные регистры, дополнительные режимы адресации, умножение.
Тактовая частота — 1.5MHz.

Поскольку компьютер был выпущен как игровая приставка и игры для него продавались на картриджах, программа размещается в ПЗУ картриджа (32 кб), а ОЗУ — совсем крохотное (1 кб — две штуки 2114) и предназначено больше для данных.
Также есть встроенное ПЗУ с BIOS'ом (8 кб — одна 2363), который включает набор подпрограмм для рисования векторов и вывода текста, несколько примитивных мелодий и даже одну игру — Minestorm (многим известную как Asteroids).Читать полностью »

Ни для кого не секрет, что современное российское образование – это отстой. В поселке мы со временем рассчитываем сделать школу, которая исправит эту проблему хотя бы на местном уровне. У нас было определенное видение того, какой должна быть эффективная образовательная методика, и недавно мы проверили это видение на практике – запустили бесплатную школу веб-разработки в местном лицее.

Под катом подробности – описание методики, выводы, контент курса и описание того, как вы можете сделать подобную вещь в своем городе.
Читать полностью »

Некоторые можно сделать самому

Определены лучшие оптические иллюзии 2016 года - 1
Автокинетическая иллюзия (феномен иллюзорного движения, наблюдаемый в ситуации длительной фиксации взгляда на неподвижном объекте), финалист конкурса 2014 года и обладатель максимального рейтинга за всё время проведения конкурса

Организаторы конкурса The Best Illusion of the Year объявили победителей 2016 года.

Этот конкурс с 2005 года проводит Общество неврологических исследований (Neural Correlate Society), привлекая лучших специалистов по созданию иллюзий, где видимые и субъективно воспринимаемые мозгом объекты не совпадают с объективной реальностью.
Читать полностью »

Демомейкеры Rgba и TBC поделились с общественностью секретами своего мастерства. Вчера они выложили в открытый доступ исходный код знаменитой демки Elevated, которая победила в номинации PC 4k Intro на фестивале компьютерного искусства Breakpoint в 2009 году. Прошло уже семь лет, но работа до сих пор впечатляет. Просто посмотрите видео, желательно в 1080p.

Сложно поверить, но этот экземпляр компьютерного искусства процедурно генерируется в реальном времени исполняемым файлом размером всего 4066 байт. Звук тоже синтезируется на лету.
Читать полностью »

Научное объяснение, почему нельзя поймать долларовую купюру двумя пальцами - 1

Если кто-то предлагает легко заработать 20 долларов в простой игре — всего лишь ухватить падающую купюру двумя пальцами, ни в коем случае не соглашайтесь, это ловушка!

Купюра упадёт между пальцев, и вы никак не сможете её поймать. Более того, на это не способен ни один человек. Дело в биологическом ограничении: у большинства людей время реакции составляет около 0,2 с.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js