Рубрика «логические игры» - 10

Хотите озадачить начинающего шахматиста?
Попросите его поставить мат конём и слоном.

Хотите озадачить начинающего программиста?
Попросите его рассчитать мат конём и слоном.

image

Шахматные задачи будоражат воображение программиста,
именно поэтому для практической демонстрации комбинаторики
я выбрал самую сложную шахматную задачу из цикла «мат одинокому королю».
Читать полностью »

Механика игр-дебатов на примере Socrates Jones: Pro Philosopher - 1

Сегодня я хочу рассказать про игру с необычным гэймплэйем, это Socrates Jones: Pro Philosopher. Я надеюсь что эта статья вдохновит кого-нибудь на создание игр с такой же или похожей механикой. Хотя разумеется игра никак не может претендовать на то чтобы заменить собой диспуты с образованным и культурным оппонентом, это скорее логическая головоломка с единственным верным решением, однако возможно знакомство с опытом её созданием и идеями на которых она базируются будет полезно для тех кто хочет создать головоломку в этом же духе.

По сюжету главный герой по имени Сократ попадает в аварию и по ошибке оказывается в своего рода «загробном мире для философов». Его единственный шанс вернуться в мир живых — принять вызов Арбитра и разгадать древшейшую загадку философии — природу морали, то есть «Найти природу морали и нравственности, которая не будет иметь изъянов, противоречий и будет соответствовать реалиям мира». Если Арбитр найдёт ответ убедительным, то он отпустит Сократа в мир живых. В противном случае Сократа переведут в загробный мир для бухгалтеров.

Сам Сократ несмотря на своё имя является простым бухгалтером и об философии ни слухом ни духом, поэтому прямо дать даже мало мальски внятный ответ на данный вопрос он не в состоянии. Однако местные мыслители решили ему помочь и рассказать об своих взглядах на природу морали, а уж он после критической оценки сможет выбрать самый убедительный. Попытка на правильный ответ даётся только одна, поэтому Сократ должен крайне критично проанализировать предложенные ему взгляды на возможные изъяны. Под катом расписывается механика диспутов его идейного вдохновителя, серии игр Ace Attorney и собственно
механика диспутов самой игры.

Читать полностью »

Совсем недавно проходил собеседование в одной уважаемой компании. Дали несколько десятков логических задач. Справился без особого труда, но времени было в обрез. Проверяющий с усмешкой посмотрел на меня: «Вы не справились с простой задачей». Честно, мне стало не по себе.

А вот та самая задача:

Саша и Вася бегут 100 метровку. Когда Саша финиширует, Вася пробегает лишь 90 метров.
Во втором забеге бегут также, только Саша стартует, когда Вася пробегает первые 10 метров.
Кто финиширует первый?

Спортивное собеседование - 1
Читать полностью »

Другие шахматы - 1Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы;
но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
 
                        Козьма Прутков "Мысли и афоризмы
 
Они все прекрасны!
 
                        Кацумото «Последний самурай» 
 
За столетия своего развития, шахматы подарили нам немало игр. Чатуранга и Шатрандж, Макрук и Ситтуйин — кажется, им нет числа! Некоторые из них, такие как бурятский Шатар, отличаются от привычных нам Шахмат совсем незначительно, иные зашли в своих изменениях так далеко, что казалось бы не имеют с ними совсем ничего общего. Сегодня, я хочу рассказать о корейской шахматной традиции.
Читать полностью »

Сможет ли человек победить искусственный интеллект в го на этот раз?

AlphaGo сыграет в го с чемпионом из Китая Кэ Цзе - 1
Будет ли Кэ Цзе выглядеть таким же довольным после игры с компьютером?

В марте этого года один из лучших игроков мира в го Ли Седоль провел несколько игр с AlphaGo, системой компьютерного го. Эта система состоит, грубо говоря, из комбинации метода Монте-Карло и нейросетей политики (policy networks) и ценности (value networks). Для того, чтобы выйти на текущий уровень мастерства, AlphaGo играла в го сотни тысяч раз (речь идет примерно о 160 тысячах партий). Компьютер сражался как с другими компьютерами, так и с людьми с сервера KGS, где уже шла игра с мастерами уровня от шестого до девятого дана. Система самообучалась, причем во многом — благодаря оригинальной системе обучения с подкреплением. Первая сеть политики играла с людьми, вторая — играла с первой, оптимизируя ее. Это делалось для того, чтобы система стремилась выиграть, а не просто предсказывать ходы. И такая система вполне себя оправдала.

Дело в том, что го — это игра с огромным числом возможных позиций камней на стандартной доске. Таких позиций примерно в гугол (10100) раз больше, чем в шахматах. Это даже больше, чем число атомов во всей Вселенной. Именно поэтому го считалась игрой, обучить которой искусственный интеллект очень сложно, если вообще возможно. Но, как видим, вполне возможно. А на первый взгляд все очень просто = на доске 19*19 линий игроки располагают камни двух цветов, и начинают попытки занять камнями своего цвета площадь больше, чем соперник. Надо сказать, что до AlphaGo были и другие программы — но они играли на уровне любителя, а не мастера, тем более, 9 дана. Но AlphaGo удалось победить чемпиона Европы, а также одного из пяти сильнейших игроков мира Ли Седоля.
Читать полностью »

Как сложить кубик Рубика новичку по алгоритму бога? Дополненная реальность приходит на помощь - 1

Несмотря на то, что кубику Рубика уже много десятков лет, эта головоломка продолжает оставаться популярной. Ставятся рекорды — как людьми, так и роботами, совершенствуется алгоритм решения головоломки. Причем сейчас компьютеры уже могут научить собирать Кубик человека с любым уровнем опыта (речь здесь идет о приложениях обучающих, коих немало). Правильно собрать все грани после пары дней обучения при помощи компьютера смогут даже те, кто взял игрушку в руки в первый раз.

К слову, чемпион мира по сборке кубика Рубика (да, есть и такие чемпионы) решает головоломку всего за 4,9 секунды. Чемпиона зовут Лукас Эттер, это подросток из США. Аналогичный рекорд для роботизированной системы составляет уже 0,887 секунды (правда, этот результат еще не подтвержден). Но как научиться быстро собирать кубик Рубика самостоятельно? Можно тренироваться (на это могут уйти многие годы). А можно воспользоваться специальной программой, которая поможет собрать кубик в минимальное число ходов (так называемый алгоритм бога). Здесь никакие тренировки не нужны, приложение делает все само.
Читать полностью »

Неожиданный анонс Civilization VI: игра выйдет уже 21 октября (+видео) - 1

Неожиданно для многих из нас, сегодня компания 2K Games анонсировала новую, шестую часть «Цивилизации». Представлен первый трейлер игры и дата релиза — на полках магазинов Civilization 6 появится 21 октября. Разработчик является Firaxis Games, а выйдет новинка на PC. Кстати, в этом году игре исполнилось уже 25 лет — четверть века. На данный момент количество продаж копий всех версий игры составило около 33 млн.

В анонсе говорится, что принципы управления игровым миром останутся прежними — геймерам не придется переучиваться. Тем не менее, разработчики не могли не добавить несколько важных обновлений. Так, города будут расти, занимая все больше места на карте. Города занимают сразу несколько клеток, и все это можно стрктурировать таким образом, чтобы получить выгоду от размещения, получив бонусы от окружающей территории. Действия игрока будут влиять на многие параметры цивилизации. Достичь победы можно будет одним из пяти способов.
Читать полностью »

Война джофуров - 1            Должен попросить у вас разрешения. У вас, мои кольца, мои раздельные сущности. Теперь принимайте решение. Должен ли я говорить с внешним миром от лица нас всех? Должны ли мы вновь соединиться, чтобы стать Асксом?
            … Этим именем – Аскс – нас называют, когда просят рассказывать. Все согласны? В таком случае Аскс начинает рассказывать… о событиях, свидетелями которых были мы сами, и о тех, о которых нам рассказали другие. Рассказ будет вести “я”, словно наша груда сошла с ума и противостоит миру единственным сознанием. 

                                                                      Дэвид Брин "Риф яркости

Тема игр, придуманных авторами различных художественных произведений, традиционно будоражит воображение. Игры эти очень экзотичны. Они создают необходимый антураж и, часто, служат важной составляющей сюжета. Их много! Только посмотрите на этот замечательный список! К сожалению, поиграть в большую часть из них, нам с вами, никогда не удастся. Обычно, авторы не утруждают себя детальной проработкой правил. Игры, которым удалось перерасти состояние «художественного вымысла» и воплотиться в жизнь (такие как Jetan или Klin Zha), можно пересчитать по пальцам. Практически все они являются результатом упорного труда фанатов соответствующих произведений.

Сегодня я хочу рассказать о своём опыте разработки концепции одной из таких игр. Идея игры пришла мне в голову несколько дней назад (практически сразу, как единое целое) при очередном прочтении замечательного цикла романов "Возвышение" написанного американским писателем Дэвидом Брином. Людям, не знакомым с его творчеством, я могу рекомендовать немедленно исправить эту ошибку. Также, я прошу у них прощения, на тот случай, если информация из спойлеров в моей статье каким либо образом испортит впечатление от прочтения этих произведений.
Читать полностью »

Простая и дешёвая игра на День космонавтики - 1

Привет!

Мы вчера развезли по магазинам новую интересную настолку про строительство ракет. На этот раз она маленькая, дешёвая и довольно простая, в отличие от обычного хардкора про космос. Лично у меня она станет одной из тех игр, что стоит брать в путешествия в рюкзаке.

Но давайте начну с начала. Итак, страна поручила вам построить ракету.Читать полностью »

AlphaGo против Ли Седоля: итоги и оценки профессиональных игроков в го - 1Вчера в Сеуле в гостинице Four Seasons прошла последняя пятая игра матча го. Каждая из них целую неделю плотно освещалась на Geektimes. Серия игр закончились победой одной из сторон, но вряд ли подобное заинтересовало бы посетителя русскоязычного сайта о высоких технологиях и науке, если бы не один факт.

Играл Ли Седоль, обладатель девятого профессионального дана, один из лучших мастеров го в мире. Его оппонентом стала система компьютерного го AlphaGo, разработка Google DeepMind. До начала матча считалось, что ни один продукт не способен обыграть мастера высокого уровня. Но ИИ одержал победу со счётом 4:1.

Интересна скорость, с которой AlphaGo отточила го. Ещё в прошлом октябре системе для показательного матча скормили игрока куда слабее. Спустя пять месяцев она обходит одного из лучших. Похоже, что мы достигли 1997 года в шахматах, когда компьютер впервые обыграл действующего чемпиона в матче. С того момента программы улучшили навыки до такого уровня, что человек больше не способен выиграть у них в нормальных условиях.

Ожидает ли подобное го? Стоит ли бояться силы искусственного интеллекта? Мне удалось получить комментарии и ответы, которые предоставили вице-президент «Российской федерации го» и президент «Спортивной федерации го Санкт-Петербурга» Максим Подоляк, профессиональные игроки в го и многократные чемпионы Европы Илья Шикшин (первый профессиональный дан) и Александр Динерштейн (третий профессиональный дан).
Читать полностью »