Рубрика «управление проектами» - 31

image
Один из ранних прототипов, использовавшихся для тестов.

Сразу скажу: крутейший он потому, что единственный из доведённых до опытной эксплуатации автопилотов третьего уровня. А единственный доведённый до опытной эксплуатации он потому, что без наработок по автопилотированию трамваев и чего-то ещё в этот рынок соваться просто нет смысла. Тепловозов довольно много, задача интересная и важная для производств, но не окупается как отдельная. Мы знаем про наработки на эту тему у НИИАС и Siemens, но не знаем, чтобы их трамваи где-то ездили в городской среде, а локомотивы перевозили реальные грузы.

Поскольку у нас уже достаточно много различных наработок и решений с беспилотными трамваями в России и Китае, мы решили провести эксперименты с одним крупным предприятием с большим парком маневровых тепловозов, используемых для доставки сырья к цехам.

Там проблема в том, что движение тепловоза регламентируется множеством сигналов, положениями людей и объектов инфраструктуры, а также командами диспетчера. Машинист должен оставаться предельно внимательным всю смену (примерно 12 часов), в том числе и ночью. В результате он рано или поздно либо пропускает что-то и попадает в аварию, либо кого-то сбивает. Это жизнь, травмы на транспорте случаются, но конкретно в этих ситуациях можно позволить себе ставить на тепловозы радары, потому что встаёт не просто один тепловоз, а целое крупное предприятие. Надолго. Предотвращение столкновений и автопилот могут сильно снизить нагрузку на человека в кабине, и тогда производства не будут вставать.

Модуль на картинке — один из ранних прототипов блока камер, с которого мы начинали. С этого момента он претерпел значительные изменения, но всегда интересно посмотреть, с чего всё начиналось. Сейчас расскажу, как вообще роботы способны ориентироваться на станциях, потому что задача вообще-то нетривиальная.Читать полностью »

Скучаем по офису. Исповедь команды, привыкшей работать удаленно - 1

С 16 марта, когда нас попросили «самоизолироваться» из офиса, прошло больше пяти недель. За это время мы успели:

  • побеситься от статей «Как перейти в онлайн», «Как мы перешли в онлайн», «5 инструментов для работы с онлайн»;
  • провести сотни ненужных лишних созвонов, пока коллеги, прочитав статьи про онлайн, игрались с зумом;
  • научить коллег не включать видео, чтобы не врываться в интимную жизнь обоев с цветочками и женщин без макияжа;
  • уволить тех, кто потерял способность имитировать бурную рабочую деятельность (давно назревало, а тут стало всем очевидным).

Наш скепсис в сторону диванных экспертов базировался на нескольких годах формирования большой распределенной команды, в которой:

  • 10 работают удаленно, и мы их видели дай бог один раз, и то случайно;
  • у 20 есть рабочие места в одном офисе, у 12 — в другом, у всех — свободный график и возможность приходить/не приходить, приходить когда угодно, работать откуда угодно.

И сначала для нас почти ничего не поменялось. Но на четвертую неделю к нам пришло осознание, что офис играл в нашей жизни важную роль. Всю пятую неделю мы боролись с ностальгией и наконец сформулировали 10 возможностей, которые у нас отняли вместе с ним.
Читать полностью »

Windows 98 RU signed by Microsoft WPGI colleagues

Представьте, что вам надо разработать операционную систему, которую переведут на десятки языков, продадут миллиардным тиражом, дата выхода релиза уже публично объявлена самим Биллом Гейтсом. Одна незадача — ТЗ с полным списком функций и то, каким будет интерфейс новой Windows — этого не только нет, но и не будет почти до самого релиза. Вот она — суть Аджайл, не так ли?Читать полностью »

Хорошо, что создатель вашего любимого инструмента не слушал ослов, когда изобретал велосипед - 1

Прошлым летом мы с пацанами рассказали про свою либу, которую наш заказчик не принял и выкинул на помойку. Мы бомбили, потому что верили в свое решение, и рассказали о нем сообществу — уж обычные-то разрабы точно заценят и не будут размениваться на всякую чушь.

Ну конечно. Нас буквально смыло волной критики. Там было много людей, которым не нравится мое самомнение и я лично — это ок, с ними у меня нет проблем. Меня взбесили вроде бы умные люди, которые даже не захотели смотреть в код и вникать в контекст, потому что с порога заявили: «Вы, парни, сделали велосипед». И все подхватили — изобретать велосипеды плохо, ужасно, кошмарно, недопустимо, позор, казнить их, линчевать. Ведь, только идиот будет разрабатывать новый инструмент для задачи, которую кто-то уже решил.

Меня поражает насколько быстро разрабы ведутся на эту уловку. Я спрашивал даже самых критичных и глубоко думающих людей — “изобретать велосипеды плохо?”. Они отвечают “да” меньше чем через секунду.

Ну нет, мужики, так не пойдет. Давайте-ка остановимся здесь, посмотрим вокруг и обстоятельно порассуждаем.
Читать полностью »

Привет!

В общем, есть экспериментальный трамвай, который в рамках испытаний иногда ходил по одному из маршрутов. Автопилот тестируется на закрытой территории, а в городских — активный помощник водителя вагоновожатого. Водитель трамвая едет с руками на управлении, но тестируется именно автономный автопилот. Трамвай визуально не отличается от обычного, потому что мы вместе с производителем запихали приборные блоки далеко под панели и вывели интерфейсы на стандартные экраны. Единственное — у него можно заметить несколько камер под лобовым стеклом, спрятанный под обшивку радар и GPS-датчик на крыше. Да, ещё иногда для целей отладки мы привешиваем лидар.

image

За время испытаний мы узнали, что правила дорожного движения и реальная обстановка на дорогах даже для трамвая — это очень разные вещи.

Вообще трамвай — это идеальная «песочница» для полного автопилота автомобиля. Мы уже сейчас его реализовали. Наши читы:

  • Мы знаем маршрут и имеем гарантию, что наше ТС никуда с него не денется.
  • Можно проехать заранее и разметить точки со светофорами и прочим, чтобы системе было легче их распознавать.
  • Трамвай не может перестроиться из полосы в полосу. Большая часть нагрузки автопилота авто завязана на «куда сейчас отрулить» и тысячи сценариев, а у нас отрулить некуда.
  • Тормозит он почти мгновенно и немного резко, то есть прогнозы движения других автосредств на дороге менее сложные.

С чем реально есть проблемы — это с людьми на остановках, которые стараются пролезть первыми, рискуя жизнью. Читать полностью »

Привет! Я не разработчик, а менеджер. Меня некоторое время учили управлять людьми, а потом я погрузилась в мрачный мир разработки, где всё идёт не так, как говорят в университете. Сейчас я руковожу практикой управления жизненным циклом программного обеспечения и хочу рассказать несколько, возможно, важных для тимлидов и ПМ'ов вещей, которые касаются перехода на удалёнку. Потому что в наших командах люди было уже начинали так косячить. А потом покажу и расскажу про наш стек автоматизации для удалёнки, и о том, как мы аппрувим релизы из чатов на телефоне одной кнопкой, а не поднимая VPN в защищённый периметр, и это ускорило согласования, и это помогает согласовывать день в день.

Первый совет — хватит доставать своих людей!

Какие ошибки делают руководители на удалёнке - 1

Я знаю, звучит очень глупо, но многие руководители, не видя людей рядом, начинают как-то компенсировать своё желание убедиться, что они работают. Происходят вот такие чаты:

Какие ошибки делают руководители на удалёнке - 2
Дятел-менеджмент в чистом виде

Если стоит задача повысить эффективность команды сейчас и в перспективе — оставьте людей в покое. И установите 15-минутные дейли по утрам. Я уже успела увидеть и общепроектные синхры раз в четыре часа, и дейли по два часа, и впадающих во фрустрацию менеджеров, привыкших договариваться сидя лицом к лицу с кем-то. Читать полностью »

Когда в 2014 году курс доллара взлетел, а страна взяла курс на импортозамещение, мне пришлось заниматься заменой старой команды внешних тестировщиков, оплачиваемой в долларах, на новую, оплачиваемую в рублях. В этой статье я подробно расскажу, как мы организовали этот процесс перехода, с какими сложностями столкнулись, как их решали и какой экономический эффект получили. 

Как мы импортозаместили аутсорсинг тестирования. Пошаговая инструкция - 1

Читать полностью »

image
Вот и весь комплект, если есть CAN-шина.

Всего пять лет назад не было нормально работающих нейросетей для того же определения препятствий и краёв стеблестоя, поэтому не было и видеоаналитики. Были «слепые» GPS-методы, которые на практике оказались далеко не лучшими и сильно подмочили престиж автоматизации в сельском хозяйстве. Через пять лет, как мы считаем, все комбайны будут автоматизированы именно визуальными автопилотами, чтобы смотреть из кабины и в стороны и контролировать все аспекты уборки урожая.

Мы находимся в том моменте, когда у нас уже есть готовые технологии, они отлично опробованы, дёшевы и имеют годовую практику эксплуатации, и крупные производители комбайнов с интересом на них смотрят. Скорее всего, будет как с автомагнитолами: сначала они ставятся в машины, а потом машины приходят с уже встроенными. Вот и мы сейчас модифицируем старые комбайны, но хотим занять место в экосистеме и ставить комплекс на все новые.

Такой проект мог стартовать у нас, в Бразилии и ещё в паре стран из-за особенностей рынка. Нужна страна с сельским хозяйством, разработчиками внутри, неэффективной уборкой (то есть чёткой болью сэкономить) и новым парком комбайнов. Повезло со всем, включая парк: после СССР всё развалилось, и сейчас мы наблюдаем машины примерно четырёх- пятилетней давности в основных хозяйствах.

В России 350 тысяч комбайнов, и поставляется ещё 35 тысяч в год. Это не рынок автомобилей, конечно, но, сделав правильное решение сейчас, пока туда ещё никто не пришёл, можно получить его весь.

Но давайте расскажу лучше, как именно это работает и как мы модифицируем комбайны в России.
Читать полностью »

При создании любого бизнеса каждое из его подразделений автоматизирует само себя. Как правило сквозные потоки данных между ними единичны. Это приводит к тому, что данные нельзя сопоставить друг с другом, ведь каждый отдел считает их по-своему. Никаких проблем, если собирать какие-то метрики в целом по компании, но когда доходит дело до расчета сквозных показателей, прогнозов или решения задач моделирования и оптимизации, начинается хаос.

Хранилища данных (DWH) — не новая история. Традиционно они использовались для составления отчетности. А вот полноценное моделирование и прогнозирование сквозных бизнес-процессов на данных DWH началось относительно недавно. Используя собранные данные современные инструменты анализа позволяют не просто делать дашборды с выпадающими окнами, но еще и настраивать в отношении каждого атрибута алгоритмы прогнозирования и оптимизации, масштабировать алгоритмы теории игр на все предприятие в целом. А также строить и сразу же тестировать гипотезы о дальнейшем развитии бизнеса на реальных данных.

Особенности data-driven в нефтехимии - 1

И вроде как звучит всё прекрасно. Но не все компании спешат брать с пример с передовиков (Booking.com, Amazon.com) и продолжают работать по старинке. Так что же им мешает? Как минимум, понимания целесообразности масштабных инвестиций в инструментарий по обработке данных, трудозатратность внедрения процессов описания данных, появления новых ролей (кураторы данных, ответственные за качество данных, инженеры и архитекторы данных и т.п.), научиться считать экономический эффект от внедрения управления данными, четко вычленять драйверы затрат, как сделать дата офис самоокупаемым, увязать со стратегией компании и из возможных вызовов выбрать те, которые продвинут компанию вперед, и многое другое.

Меня зовут Виктория Краснова, я руководитель Управления корпоративными данными СИБУРа. Вместе с моим коллегой, лидером команды Data Governance Ринатом Абдурахмановым, расскажем, как это делаем мы.
Читать полностью »

Все побежали, и я побежал. Недавно я запустил серию онлайн-митапов, куда приглашаю на дискуссию экспертов в области разработки крупных IT-проектов. Нашим первым гостем был Максим Барышников, Head of Platform из Wargaming. Ниже – расшифровка нашего разговора, вернее, её первая часть, посвященная архитектуре.

Из этой части вы узнаете, например:

  • сколько людей работает в Wargaming и сколько строк кода в «Танках»
  • как, какие и куда едут байты во время боя в «Танках»
  • какие подходы используют в Wargaming для обеспечения масштабируемости и отказоустойчивости
  • какие архитектурные боли испытывают и на какие компромиссы между геймплеем и инженерными практиками идут
  • почему в Python приходится отключать garbage collector, и где используется Erlang
  • какие у Wargaming open source policies, и что они открывают в паблик

Разговор получился достаточно длинным, но подробным, если вам интересна тема разработки больших игровых проектов — прошу под кат.

image

Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js