Недавно на YaC 2023 мы показали нашу новую колонку — Станцию Дуо Макс. Это первая умная колонка Яндекса с сенсорным экраном и флагман в нашей новой категории устройств. Дуо Макс предложит пользователям как уже знакомые возможности других Станций, так и новые способы взаимодействия с Алисой.
Рубрика «алиса»
Станция Дуо Макс. Как мы создавали первую умную колонку Яндекса с экраном
2023-11-28 в 8:01, admin, рубрики: алиса, Станция Дуо Макс, яндексYandexGPT в Алисе: как мы создаём языковую модель нового поколения
2023-06-05 в 7:29, admin, рубрики: gpt, ml, yagpt, yalm, yalm 2.0, yandexgpt, алиса, Блог компании Яндекс, давай придумаем, искусственный интеллект, машинное обучение, поисковые технологии, яндексОбучение больших языковых моделей — это одно из самых актуальных направлений в машинном обучении. Крупнейшие IT-компании бьются над созданием всё более совершенных моделей. В том числе и Яндекс: мы создаём и применяем в наших сервисах нейросети YaLM уже больше двух лет.
В этом году улучшение моделей стало приоритетным на уровне всей компании. Внутри эта работа известна как проект «Генезис» или YaLM 2.0. Её результатом стал большой скачок в качестве наших моделей.
Новая модель получила название YandexGPT (YaGPT), вы могли впервые попробовать её в Алисе по запросу «Давай придумаем» чуть больше двух недель назад. Сегодня мы обновили YaGPT: Алиса научилась писать ответы с учётом истории предыдущих сообщений. В честь этого хотим рассказать Хабру историю всего проекта. Уже в ближайшее время новая модель станет частью и других сервисов Яндекса.
Алиса, Яндекс.Станция и Nigthscout
2023-01-15 в 21:11, admin, рубрики: api, Nigthscout, python, алиса, облачные сервисы, Яндекс API, яндекс.станцияРодители детей с диабетом знают, как сложно убедить ребенка постоянно следить за уровнем глюкозы. Поэтому любой дополнительный интерфейс "лишним" не будет: виджет на телефоне, смарт-часы, уведомления в мобильном приложении.
Сервис Nightscout, представляющий собой веб-приложение с базой данных об уровне глюкозы и событиях терапии, позволяет обращаться к себе по API с запросом информации. А всем известная голосовая помощница и колонка с ней - позволяет разрабатывать для себя индивидуальные варианты диалогов "запрос" - "ответ".
Alexa и Echo — на выход. Идут сокращения, бизнес-модель не оправдалась. «Салюту», «Марусе», прочим — приготовиться
2022-11-23 в 14:06, admin, рубрики: alexa, amazon, big data, echo, алиса, гаджеты, голосовые интерфейсы, маруся, умная колонка, умный домГолосовые ассистенты были любимым проектом лично Безоса. Он в них отчаянно верил, тратил любые бюджеты. А компания жгла прилично - в 2018 убыток был $5 млрд, в 2022 уже $10 млрд. Подразделение набрало больше 10 000 человек. Безос выверял каждую рекламную кампанию сам.Но теперь он прекратил следить за проектом. В подразделении - сокращения, уволились даже топ-менеджеры, ветераны.
Умные колонки с голосовым ассистентом были хитом 2018 года. Сейчас в США почти 210 миллионов устройств с голосовыми ассистентами, у Amazon - 71 млн.
Окей, вы поставили их у людей дома, а что с заработком?
Шёпот и эмоции в Алисе: история развития голосового синтеза Яндекса
2021-12-08 в 8:06, admin, рубрики: алиса, Блог компании Яндекс, голосовые интерфейсы, голосовые помощники, искусственный интеллект, история звука, команда алисы, машинное обучение, Научно-популярное, шепотЧетыре года назад мы запустили Алису. С самого начала она обладала собственным, узнаваемым голосом. Хотя проблемы тоже были: интонации хромали, эмоции скакали от слова к слову, а омонимы и вовсе ставили синтез в тупик. Алиса звучала пусть и не как робот, но ещё и не как человек.
Исследования показывают, что желание общаться с голосовым помощником напрямую зависит от того, насколько точно он имитируют речь людей. Поэтому мы постоянно работаем над «очеловечениванием» голоса Алисы. С тех пор сменилось несколько поколений нашего голосового синтеза. Мы научились расставлять интонации, отличать «замОк» от «зАмка» и многое другое.
Сейчас мы переходим на следующий уровень: учим Алису управлять эмоциями и стилем своей речи, распознавать шёпот и отвечать на него шёпотом. Казалось бы, что в этом сложного и почему всё это было невозможно ещё несколько лет назад? Вот об этом я и расскажу сегодня сообществу Хабра.
Читать полностью »
Как Яндекс применил генеративные нейросети для поиска ответов
2021-06-10 в 8:00, admin, рубрики: gpt-3, natural language processing, y1, yalm, алиса, Блог компании Яндекс, искусственный интеллект, команда алисы, команда яндекс.поиска, машинное обучение, обновление поиска, поиск, поисковые технологии, трансформеры, яндексТолько что мы представили новую версию поиска Y1. Она включает в себя комплекс технологических изменений. В том числе улучшения в ранжировании за счёт более глубокого применения трансформеров. Подробнее об этом направлении мой коллега Саша Готманов уже рассказывал в нашем блоге. В новой версии модель стала мощнее: количество параметров возросло в 4 раза. Но сегодня мы поговорим о других изменениях.
Когда человек вводит запрос в поисковик, он ищет информацию или способ решения своей задачи. Наша глобальная цель — помогать находить такие ответы, причём сразу в наиболее ёмком виде, чтобы сэкономить людям время. Этот тренд на ускорение решения пользовательских задач особенно заметен в последние годы. К примеру, теперь многие пользователи задают свои вопросы не текстом в поиске, а голосовому помощнику. И тут нам на помощь пришли огромные генеративные нейросети, которые способны перерабатывать, суммаризировать и представлять в ёмком виде тексты на естественном языке. Пожалуй, самой неожиданной особенностью таких сетей стала возможность быстро обучаться на всё новые задачи без необходимости собирать большие датасеты.
Сегодня мы поделимся опытом создания и внедрения технологии YaLM (Yet another Language Model), которая теперь готовит ответы для Поиска и Алисы. В этом мне помогут её создатели — Алексей Петров petrovlesha и Николай Зинов nzinov. Эта история основана на их докладе с Data Fest 2021 и описывает внедрения модели в реальные продукты, поэтому будет полезна и другим специалистам в области NLP. Передаю слово Алексею и Николаю.
Искусство перевода, или почему английская «Алиса в стране чудес» вдруг стала Аней
2021-03-19 в 16:06, admin, рубрики: алиса, алиса в стране чудес, английский язык, Блог компании Онлайн школа EnglishDom, изучение английского, изучение языков, кэрролл, литература, перевод, Читальный зал«Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла — одна из самых любимых сказок, которую с удовольствием перечитывают и дети, и взрослые по всему миру.
Умный дом, опыт построения, бег по граблям (MajorDomo, Tasmota и Алиса)
2021-01-24 в 10:13, admin, рубрики: diy или сделай сам, esp8266, IoT, majordomo, Sonoff, алиса, Интернет вещей, умный домРешил обобщить и систематизировать накопленный опыт в создании умного дома. Началось все с управления розетками (светом) на даче – если уехал и забыл выключить свет, можно через интернет выключить и спать спокойно. Потом появилось ограничение по мощности и желание автоматически реагировать на превышение мощности отключением маловажных потребителей типа чайника. Ну а дальше уже сложно остановиться. Климат, автономное снабжение, комфортный свет и все это - не вкладывая много денег, хотя если все посчитать..
Если теорию знаете, можно перейти к моей истории поисков идеального решения.
Безумный дом
2020-12-31 в 22:14, admin, рубрики: arduino, domoticz, esp8266, homebridge, mqtt, Raspberry Pi, алиса, Настройка Linux, Разработка на Raspberry Pi, Разработка под Arduino, умный дом, яндекс алисаМы часто думаем о том, как автоматизировать свое жилище, но часто этот вопрос упирается в то, что готовые системы слишком негибки и дороги, а разбираться, как сделать что-нибудь самому совершенно нет времени.
Под катом - подробный гайд по настройке системы умного дома: сделаем возможным работу устройств ZWave и кастомных MQTT-устройств на базе ESP8266, настроим управление домом при помощи HomeKit и Яндекс Алисы.