Рубрика «управление знаниями»

Что ни говори, а управление знаниями (Knowledge Management, KM) все еще остается в среде айтишников этаким диковинным зверьком: Вроде бы понятно, что знание – сила (с), но обычно под этим понимаются некие личные знания, собственный опыт, пройденные тренинги, прокачанные скилы. Про общекорпоративные системы управления знаниями задумываются редко, вяло, и, в основном, не понимают, какую ценность могут нести знания конкретного разработчика в масштабах всей компании. Исключения, разумеется, есть. И тот же Алексей Сидорин из КРОК недавно давал прекрасное интервью. Но это все же пока единичные явления.

Вот и на Хабре до сих пор нет хаба, посвященного управлению знаниями, так что пишу свой пост в хаб конференций. Вполне обоснованно, если что, ведь 26 апреля, благодаря инициативе «Конференций Олега Бунина», состоялась первая в России конференция про управление знаниями в ИТ – KnowledgeConf 2019.

Управление знаниями в ИТ: первая конференция и общая картина - 1

Мне посчастливилось поработать в Программном Комитете конференции, увидеть и услышать много такого, что перевернуло в какой-то мере мой уютный мирок менеджера по управлению знаниями, и понять, что ИТ до управления знаниями уже дозрело. Осталось понять, с какой стороны к нему подступиться.

Кстати, 10 и 17-19 апреля прошли еще две конференции про управление знаниями: Quorum CEDUCA и II молодежная конференция KMconf’19, на которых мне довелось выступать в качестве эксперта. Уклона в ИТ эти конференции не имели, но зато мне есть с чем сравнивать. В своем первом посте хочу поговорить о мыслях, на которые меня, специалиста управления знаниями, натолкнуло участие в этих конференциях. Можно считать это как советами для будущих докладчиков, так и для причастных к knowledge management по роду деятельности.
Читать полностью »

В современном мире продукты выпускаются все быстрее, а люди задерживаются в компании в среднем всего на пару лет. О том, как эти факторы влияют на участие сотрудников в процессе обмена знаниями, мы поговорили с одним из ключевых спикеров KnowledgeConf Алексеем Сидориным, руководителем направления «Управление знаниями и корпоративными коммуникациями» в КРОК.

Сидорин: KnowledgeConf — это про то, как сохранить знания при средней продолжительности работы на одном месте в 2-3 года - 1
Читать полностью »

Сегодня поговорим о том, как избавиться от документации, которая не работает, описывает какое-то легаси, не организована, не соответствует идентичности вашего бренда, да что там — просто плохой документации. Чтобы затем подготовить и реорганизовать хорошую, валидную, логично организованную и соответствующую идентичности бренда документацию. И как только вы сможете избавиться от документации — все станет радужно и прекрасно.

Как «снести» вашу документацию и начать жить - 1

Под катом перевод доклада Александры Уайт, технического писателя из компании Google, на конференции Write the Docs Prague 2018. А уже через неделю 26 апреля 2019 Александра выступит на нашей конференции KnowledgeConf с докладом «How to create compelling multimedia documentation». Александра расскажет, как встроить мультимедиа форматы (видео, аудио, gif) в процесс создания артефактов и упаковки знаний, когда мультимедиа форматы подойдут лучше всего, а когда не будут работать, как измерять эффективность мультимедиа артефактов и преодолевать их ограничения.
Читать полностью »

Недавно я рассказала о докладах, которые сформировали программу конференции про управление знаниями в IT компаниях KnowledgeConf. Но не докладами едиными, все таки самое важное на конференции — это общение экспертов, дискуссии, столкновение мнений, на стыке которых возникает что-то новое, интересное и прорывное. Поэтому параллельно в программе у нас будет четыре двухчасовых интерактивных формата — два круглых стола и два мастер-класса.

Строим модели, «продаем» управление знаниями руководству и исправляем ошибку выжившего - 1

Читать полностью »

«Матрица» — фильм братьев сестёр Вачовски — насыщен смыслами: философскими, религиозными и культурными, а иногда в нем находят теории заговора. Есть еще один смысл — командный. В команде есть матёрый тимлид и молодой специалист, которого нужно быстро обучить, влить в команду и отправить выполнять задачу. Да, присутствует специфика с кожаными плащами и солнцезащитными очками в помещении, но в остальном кино про командную работу и знания.

Управление знаниями через модели компетенций - 1

На примере «Матрицы» расскажу, зачем управлять знаниями в команде, как вписать управление ими в рабочий процесс, что такое «компетентность» и «модели компетенций», как оценивать экспертность и передавать опыт. А еще разберу кейсы: уход ценного сотрудника, хочу больше получать, управление знаниями в процессе разработки.
Читать полностью »

На рынке труда в Java-разработке наблюдается интересная ситуация. Активных резюме разработчиков больше 100 000 и на одно резюме приходится одна вакансия. В то же время работодатели и кадровые агентства жалуются на недостаток кадров, и, несмотря на тысячи резюме, найти хорошего специалиста — тяжело. Например, Java-разработчик — продукт дефицитный: встречается редко, сокращения их не касаются, зарплаты растут, а конкуренция падает. Исследовать причины явления мы не будем, а расскажем об одном из способов, как можно эту проблему решать.

Обучающие настольные игры для программистов - 1

Искать технических специалистов можно долго, но работа не ждет, поэтому приходится принимать на работу не достаточно квалифицированные кадры и обучать в процессе. Из вариантов: самообучение в свободное время или курсы и семинары в рабочее, но можно выбрать и игры. Артём Ларин расскажет почему традиционные способы обучения ненадежны и почему игры — в чём-то лучше остальных.
Читать полностью »

KnowledgeConf: нам нужно серьезно поговорить о докладах - 1

В первый день весны (или пятый месяц зимы, кому как) закончилась подача заявок на KnowledgeConf — конференцию про управление знаниями в IT компаниях. Признаться, итоги Call for Papers превзошли все ожидания. Да, мы понимали, что тема актуальная, видели это на других конференциях и митапах, но что у нее откроется столько новых граней и ракурсов — и подумать не могли.

Всего Программный комитет получил 83 заявки на доклады. Как и ожидалось, в последние сутки прилетело больше двух десятков. Мы в Программном комитете все пытались понять, почему так происходит. А потом один из нас признался, что и сам часто откладывал до последнего, потому что ему и в голову не приходило, что в момент окончания подачи заявок работа над многими докладами: созвоны, обсуждение, получение обратной связи, идёт уже месяц-два, более того, большая часть программы может быть уже заполнена.

Мы понимаем, что с точки зрения тех, кто подает заявки, это выглядит примерно как на картинке ниже, но это не так.

KnowledgeConf: нам нужно серьезно поговорить о докладах - 2

Извне кажется, что после дедлайна все только начинается, что мы Программным комитетом только собрались и начинаем разгребать заявки, поэтому взять и обработать еще одну не трудно. Но на самом деле мы вовсе не сидели сложа руки. Но это лишь лирическое отступление, чтобы поделиться тем, как выглядит Call for Papers изнутри ПК, вернемся к докладам.

83 — это почти 3,5 доклада на одно место в программе, и теперь нам предстоит отобрать лучшие и довести их до состояния, близкого к идеалу.
Читать полностью »

Циклы технологий управления знаний по Гартнеру на примере поданных докладов на KnowledgeConf - 1

В первый день весны (или пятый месяц зимы, кому как) закончилась подача заявок на KnowledgeConf — конференцию про управление знаниями в IT компаниях. Признаться, итоги Call for Papers превзошли все ожидания. Да, мы понимали, что тема актуальная, видели это на других конференциях и митапах, но что у нее откроется столько новых граней и ракурсов — и подумать не могли.

Всего Программный комитет получил 83 заявки на доклады. Как и ожидалось, в последние сутки прилетело больше двух десятков. Мы в Программном комитете все пытались понять, почему так происходит. А потом один из нас признался, что и сам часто откладывал до последнего, потому что ему и в голову не приходило, что в момент окончания подачи заявок работа над многими докладами: созвоны, обсуждение, получение обратной связи, идёт уже месяц-два, более того, большая часть программы может быть уже заполнена.

Мы понимаем, что с точки зрения тех, кто подает заявки, это выглядит примерно как на картинке ниже, но это не так.

Циклы технологий управления знаний по Гартнеру на примере поданных докладов на KnowledgeConf - 2

Извне кажется, что после дедлайна все только начинается, что мы Программным комитетом только собрались и начинаем разгребать заявки, поэтому взять и обработать еще одну не трудно. Но на самом деле мы вовсе не сидели сложа руки. Но это лишь лирическое отступление, чтобы поделиться тем, как выглядит Call for Papers изнутри ПК, вернемся к докладам.

83 — это почти 3,5 доклада на одно место в программе, и теперь нам предстоит отобрать лучшие и довести их до состояния, близкого к идеалу.
Читать полностью »

Салют! Расскажем про инструмент управления ИТ — Quest KACE, а именно про ту его часть, которая отвечает за Service Desk.

В области управления ИТ есть стереотип, что внедрение систем автоматизации — это долгий и дорогой процесс: регламентация, установка и настройка инструмента автоматизации, обучение пользователей. Облачные системы кажутся простыми в использовании, но не все готовы отдавать корпоративные данные во внешнее хранилище, даже если нечего скрывать. В статье попробуем сломать стереотип и докажем, что управление инцидентами, запросами и знаниями могут быть простыми настолько, что не вызовут сопротивления персонала после их автоматизации.

Управление ИТ без сучков и с задоринкой - 1
Читать полностью »

Процесс документирования эволюционно прорастает из скупых комментариев в коде по мере роста компании. Где-то в середине пути обычно появляются люди, которые говорят, что знают, как правильно, и что «в этой книжке написано, как надо делать документацию», и приносят в компанию какой-нибудь тяжелый процесс. Дальше идут обсуждения, споры, ссылки на разные источники с противоречивыми подходами и так далее. На самом деле всё это не случайно. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с такими моментами, это значит, что есть культурные различия. Тренды меняются, и каждая эпоха дает свои учебники.

Под катом вместе с Максимом Цепковым будем разбираться, какие уроки можно вынести из разных подходов, как проектировать документы проекта, что занести в wiki, для чего подойдет Google Docs, а что обязательно должно все время находиться перед глазами. Да и вообще, зачем нужна это вся документация. Заодно и тему управления знаниями затронем.

Управление знаниями: какие документы нужны и что в них фиксировать - 1
Читать полностью »