Рубрика «рациональность»

Дисклеймер. 

Про предыдущие статьи.

У меня уже было несколько попыток написать про язык и мою систему его освоения. Я извлек несколько уроков, вот они:

  1. Не надо описывать систему в целом, получается запутанно. Надо разбивать на мелкие части.

  2. Нужно большое количество примеров и упражнений, иллюстрирующих каждую идею.

Поэтому теперь одна статья будет отражать один аспект методики. В планах - большой структурированный цикл. 

На какие вопросы отвечает эта статья

  1. Каков механизм восприятия языка “напрямую”.

  2. Читать полностью »

Обыватель воспринимает зоопарк как место для прогулки с детьми и СИЗО для животных. На глаз, в более чем половине случаев так и есть. Но есть и нормальные зоопарки, которые вообще-то для другого.

Зачем нужны правильные зоопарки и как может выглядеть зоопарк здорового человека - 1

У зоопарка здорового человека основная функция — сохранение биоразнообразия. Идея в создании распределённого по всей планете банка животных. Когда кто-то в дикой природе оказывается под угрозой, можно вытащить вид за счёт потомков зоопарковой популяции. Для этого есть программы генетического учёта животных и кросс-зоопаркового скрещивания. Примеры восстановления популяций уже были (например, зоопарки всего мира объединились, чтобы вернуть лошадь Пржевальского).

Если бы функция была только одна, то зоопарковские коллекции составлялись бы исключительно из краснокнижных зверей и хранились бы далеко не на огромной территории в центре города. Но вторая функция — это экопросвет. Зоопарк в идеале должен быть точкой трансляции мыслей про биологию и экологию.

Ещё две функции — научная (изучение животных в контролируемых условиях) и развлекательная (для приматов). Каждая из задач отдельно решается эффективнее другими способами, но именно их сочетание плюс исторические предпосылки рождают некий усреднённый оптимум — зоопарк. Так что давайте поговорим про зоопарк здорового человека. Для примера возьмём зоопарк Калининграда, поскольку он очень открыт в плане информации. Что такое «открыт» сейчас тоже расскажу.
Читать полностью »

Доска Гальтона
Доска Гальтона

«Главный принцип - не дурачить самого себя. А себя как раз легче всего одурачить» Ричард Фейнман.

В статье про рациональность, я оговорился, что рациональность начинается с критики своих убеждений. Расскажу о том, как я обнаружил, что необоснованно верю в неточные убеждения. И как это поставило меня в крайне неловкую ситуацию.

Делитель

Читать полностью »

Сверхспособность в обучении. Как получить? - 1

Поп культура

Эффективность в обучении в современном кинематографе часто подается как суперспособность. Спецагенты запоминают кучу нужной инфы. Всякие люди икс анализируют инфу с невозможной для обычного человека скоростью… Думаю, список вы можете продолжить сами.

Это отвлекает внимание от реальных способов совершить скачок в качестве работы с информацией. И, вместо увеличения эффективности правильных действий, Читать полностью »

Что такое свидетельство? - 1
Эта статья из цикла, возможно Вы что то пропустили.

Эта статья является частью цикла «Занимательная картография (Краткое введение в рациональность)»

Почему нам кажется, что реальность работает каким-то определённым образом? Откуда берутся убеждения о том, как устроены явления окружающие нас? Должны ли мы одинаково доверять всем таким убеждениям?

Откуда берётся Карта?

Читать полностью »

Что такое научное мышление? - 1
  • Не все люди, которые утверждают, что интересуются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)

  • Не все люди, которые интересуются наукой, являются носителями научного мышления. (Подробнее)

  • Не все люди, которые утверждают, что верят в науку, являются носителями научного мышления. (Читать полностью »

Пользуясь каждой найденной истиной для нахождения новых.

Рене Декарт, «Рассуждение о методе».

Быть всегда готовыми к путешествиям и открытиям.
Быть всегда готовыми к путешествиям и открытиям.

Что это и зачем?

Последние 1,5 года регулярно смотрю видео по темам: научпоп, научный метод, рациональность. В какой-то момент я начал складировать наиболее удачные видео по различным плейлистам.

Читать полностью »

От переводчика: оригинал статьи содержит отсылки на американскую систему образования, с курсами и кредитсами. Все термины «школьник», «студент», «ученик» можно считать взаимозаменяемыми. Перевод не идеально дословный, но достаточно близкий, чтобы раскрыть суть каждой заложенной автором мысли.

Автор статьи: Элиезер Юдковский

Один американский предприниматель Бен Касноча в своём блог-посте “Три вещи, о которых нужно забыть после школы” цитирует список Билла Балларда, состоящий из трех вредных привычек мышления: придание важности любому личному мнению, решение только поставленных задач, и стремление получить одобрение окружающих. И, хотя предложенные Баллардом альтернативы кажутся мне недостаточно хорошими, он затронул довольно важную тему.

Я могу выписать довольно большой список плохих привычек, спровоцированных школой, но назову лишь две, самые вредные, на мой взгляд:

Читать полностью »

Военный штаб. За столом сидят несколько человек в офицерской форме. Во главе стола — командир базы генерал Фред, грузный мужчина с резкими чертами лица.

Генерал Фред: Сообщения подтвердились. Нью-Йорк заполонён… зомби.
Полковник Тодд: Опять?! Но у нас уже были зомби, всего месяц назад!
Генерал Фред: Эти зомби… они другие. Это философские зомби.Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js