Рубрика «6502»

Превращаем компьютер BBC Micro (1981 год) в устройство записи защищённых дисков за 40 000 долларов - 1

Введение

Одна из самых известных историй о защите гибких дисков связана с Dungeon Master. Эта игра, выпущенная в декабре 1987 года, сочетала в себе усложнённый формат физического диска (нечёткие биты) со скрытными проверками защиты, встроенными в сам геймплей.

Рекомендую прочитать эту статью, в которой представлен замечательный обзор гибких дисков, после которого идёт очень подробный обзор защиты нечёткими битами диска Dungeon Master для Atari ST. Есть также вот эта замечательная статья, которая более подробно рассказывает об историях, связанных с защитой Dungeon Master. В ней есть цитата одного из авторов Dungeon Master:

«Мы получили преимущество, получив патент на схему защиты гибких дисков, в которой для записи дисков требовалось специализированное оборудование за 40 тысяч долларов. Без этого оборудования образ диска создать было невозможно, а само оборудование было выведено из эксплуатации».

Причина такой высокой цены, скорее всего, заключалась в той точности таймингов, которая необходима для надёжного создания нечётких битов. В те времена, когда большая часть мира измеряла производительность в микросекундах, требуемая точность измерялась в наносекундах.

Компьютер BBC Micro имел процессор 6502 на 2 МГц и для выполнения его простейших инструкций требовалось два такта, то есть 1 микросекунда. Есть ли надежда, что можно будет записать нечёткие биты в условиях таких ограничений? Посмотрим, как далеко нам удастся зайти. Эта работа будет называться «проектом Oiled Otter».
Читать полностью »

There is a lengthy history of computer arts festivals, also known as demo parties, held in Russia over the last quarter century. For decades, once in a while people from all over the country gather together to compete in their ingenuity at getting what was once deemed impossible out of the old or new computer hardware and mere bytes of code. A few leading annual events has been established in the early years. One of them, creatively named CAFe (an acronym for Computer Art FEstival), was held in Kazan from 1999 to 2003. It went under the radar since, making the way for the everlasting Chaos Constructions (1999 — now) and DiHalt (2005 — now). After so long hiatus, the last year CAFe made a loud comeback, returning in full glory — at least by the number of prods released, if not in the scale of the event itself. Presentation of the compo entries went far into the night, with the last demos being shown at 6 AM to the popping eyes of the few hardy ones. There was my demo, too, and this is the story of its making.

Читать полностью »

История проведения фестивалей компьютерного искусства, также известных как демопати, насчитывает в нашей стране уже четверть века. Люди со всех концов страны собираются, чтобы показать свои упражнения в извлечении невозможного из старых или современных компьютеров и сверхмалых объёмов кода. В первую пятилетку одним из главных демопати страны стал CAFe (внезапно, Computer Art Festival), проводившийся в Казани с 1999 по 2003 годы. Позже он надолго исчез с радаров, отдав пальму первенства более известным ныне Chaos Constructions и DiHalt, и только в этом году произошло довольно триумфальное его возвращение — если не по масштабу мероприятия, то по количеству разнообразных работ, показ которых затянулся до шести утра. Среди них была и моя, о создании которой пойдёт речь в этой статье.

Читать полностью »

В этой статье перечислены некоторые трюки, которые применяли участники моего маленького конкурса программирования Commodore 64. Правила конкурса были просты: создать исполняемый файл C64 (PRG), который рисует две линии, чтобы сформировать изображение ниже. Побеждал тот, чей файл меньше по размеру.

Грязные хаки ассемблера 6502 - 1

Конкурсные работы публиковались в открытых твитах и личными сообщениями, которые содержали только байты PRG-файла и хэш MD5.
Читать полностью »

Давным-давно, когда компьютеры были большими, а бизнес скучным, произошло нечто неожиданное. Молодые хакеры нашли способ собрать персональные компьютеры на дешёвых микропроцессорах от телетайпов и светофоров. Одним из них был Стив Возняк. Эти ребята восприняли ограничения своих компьютеров как вызов, сели и заставили эти крошечные чипы делать удивительные вещи. Вот что публиковал Dr Dobb's Journal в августе 1976 года:

Я нашёл отличного программиста по имени Стив Возняк - 1

Это набор арифметических процедур на действительных числах. Микропроцессор (6502, такой же, как в Apple I и II) мог работать только с байтами, то есть целыми числами между 0 и 255. Хуже того, он мог только складывать и вычитать их. Но с помощью этой библиотеки вы можете вычислить $1.2627-1099.56$, или даже взять квадратный корень из пи. Удивительно, но автор программы по имени Стив Возняк уместил основные функции (сложение, вычитание, умножение и деление) в 239 байт, используя всего 127 инструкций.
Читать полностью »

Умные часы с Бейсиком на физическом 6502 - 1

Процессор 6502 существует более 40 лет и до сих пор используется в ряде встроенных систем. Компания WDC продолжает выпускать 65C02 и периферийные микросхемы серии 65Cxx. Автор обнаружил, что теперь они доступны и в корпусах PLCC и QFP, но эти варианты микросхем используются редко. Микросхемы же в DIP-корпусах более недоступны, поскольку спрос со стороны одних лишь самодельщиков слишком мал. Автор решил сделать самый маленький одноплатник на 6502, какой только сможет. Не исключено, что самый маленький из известных самодельных одноплатников на этом процессоре (несамодельные бывают и меньше, например, Тамагочи). В результате получилось устройство, к которому можно при желании разработать наручный корпус с ремешком. Дисплей взят от Nokia 5110, написана оболочка с красивым интерфейсом, и получились, возможно, единственные смарт-часы на 6502.

В часах установлены: процессор 65C02 с тактовой частотой в 8 МГц, микросхема 65C22, управляющая ЖКИ и опрашивающая кнопки на плате и внешнюю клавиатуру, дисплей от Nokia 5110 (84х48 пикселей), 32 кБ статического ОЗУ, 16 кБ ПЗУ в адресном пространстве. Напряжение питания — 3,3 В.

И самое главное: в качестве док-станции к разъёму на плате можно подключать матрицу клавиатуры от Commodore 64, получая что-то похожее на Seiko UC-2000 (обзор на Хабре):

Умные часы с Бейсиком на физическом 6502 - 2Читать полностью »

Раз уж прошлая моя статья, к моему большому удивлению, вас заинтересовала. Я решил дополнить её результат, хакнутую версию игры "Contra (J) [T+Rus_Chronix]", небольшим функционалом, заодно показав "code injection" на NES. В этот раз я сделаю так, чтоб игроки начинали игру с прокачанным Spreadgun, для его получения в игре нужно подобрать иконку "S", а за ней "R".

История взлома классической игры на Dendy или Contra со спрэдганом в начале - 1

Все заинтересовавшиеся welcome под кат.Читать полностью »

Союз Arduino и классического процессора - 1

Ретрокомпьютерщики бывают различной степени привередливости. Одни довольствуются эмуляцией. Другие предпочитают ПЛИС, потому что тогда получается не эмуляция, а воссоздание. Наконец, третьим подавай настоящий процессор.

Но процессору для работы нужно столько всего! Снова дилемма: взять настоящие микросхемы тех же лет, или поместить всё в ПЛИС, оставив снаружи процессор? Впрочем, почему обязательно ПЛИС? Да здравствует союз Arduino и настоящего процессора!Читать полностью »

Как собрать Apple 1 и написать для него игру

Как собрать Apple 1 и написать для него игру - 1

Прошло 40 лет с момента выхода в свет компьютера Apple 1. Сегодня его возможности не дотягивают даже до простых микропроцессорных устройств или микроконтроллеров. Но в 1976-ом году эта новинка наделала много шума, говорилось даже о революции в мире ЭВМ. Предлагаю читателю вместе со мной собрать Apple 1, чтобы узнать, что же интересного в нём было, и написать какую нибудь программу.
Сразу скажу, собирал я его не за один раз. На поиск компонентов, сборку и отладку в свободное время, ушло три года, примерно столько же потом на отладку, и чтобы наконец собраться и написать эту статью.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js