Рубрика «старые компьютеры»

Когда я узнал, что в Музее компьютерной истории есть работающий компьютер IBM 1401 [1], то заинтересовался, сможет ли он сгенерировать фрактал Мандельброта. Я написал программу фрактала на языке ассемблера и компьютер в течение 12 минут пыхтел, создавая изображение Мандельброта на своём строчном принтере. В процессе этой работы я узнал несколько любопытных фактов о IBM 1401, которые изложу в этой статье.

12-минутный Мандельброт: фракталы на 50-летнем мейнфрейме IBM 1401 - 1

Мейнфрейм IBM 1401 (слева) из Музея компьютерной истории печатает фрактал Мандельброта на принтере 1403 (справа). Примечание: это строчный принтер, а не матричный.

Компьютер IBM 1401 появился в 1959 году, он стал самым продаваемым компьютером середины 1960-х — всего использовалось более 10 тысяч систем. 1401 сдавался в аренду за 2500 долларов в месяц [2] (примерно 20 000 долларов по нынешним ценам) — низкой цене, позволившей использовать компьютеры большему количеству компаний. Даже бизнес средних размеров мог использовать 1401 для подсчёта зарплат, ведения бухгалтерии, инвентаризации, обработки заказов, выставления счетов и множества других задач. Благодаря низкой стоимости и большой популярности 1401 прозвали «Моделью Т» компьютерной отрасли [3]. Даже для своего времени IBM 1401 имел довольно скромную производительность, особенно по сравнению с мощными бизнес-компьютерами наподобие IBM 7080 (стоимость аренды: 48 000 долларов в месяц) [2]. Однако IBM 1401 получил огромную популярность благодаря своей доступности, надёжности, простоте использования, качественному принтеру и стильному внешнему виду [4].
Читать полностью »

70 лет компьютерной истории, обращенные в музыку - 1
Реконструкция Colossus в британском Национальном музее вычислительной техники, Блетчли парк

Поздно ночью в британском Национальном музее вычислительной техники несколько старейших машин пробудились от длительного механического сна. Композитор и саунд-дизайнер Мэтт Паркер сделал 126 записей звучания компьютеров, заключавших в себе 70-летнюю историю развития, чтобы сохранить эти редчайшие голоса и преобразовать их в музыку.
Читать полностью »

Ускоряем на 70% игру на процессоре в 1 МГц - 1

Давным-давно, во времена студенчества в колледже я немного занимался разработкой компьютерных видеоигр. Это была эпоха 8-битных PC, когда игровое оборудование по современным стандартам было почти невозможно медленным.

Поэтому вас не должно удивлять, что программисты игр придумывали всевозможные безумные трюки, чтобы их игры работали с приемлемой скоростью. Безумные, безумные трюки.

Это история об одном из таких трюков.

Я постараюсь припомнить все важные подробности, однако в чём-то могу ошибиться. Если так случится, простите меня, это было очень давно.

Исходные данные

Мой друг, одарённый программист, почти закончил свою новую игру. Каким-то образом ему удалось почти без изменений уместить в компьютер эпохи 1980-х довольно впечатляющую графически на то время игру, популярную на аркадных автоматах.

Единственная проблема заключалась в том, что его версия игры оказалась неиграбельной. Она работала слишком медленно, а дёрганые движения мешали вовлечённости игрока, ведь игра была сайд-скроллером.

Мой друг, работавший над игрой параллельно с учёбой в колледже, начал уже ощущать себя немного вымотанным. Опасаясь, что мог упустить какую-нибудь простую оптимизацию, он попросил посмотреть код меня.

Я посмотрел. Но там нельзя было найти никакой простой оптимизации.Читать полностью »

Превращаем компьютер BBC Micro (1981 год) в устройство записи защищённых дисков за 40 000 долларов - 1

Введение

Одна из самых известных историй о защите гибких дисков связана с Dungeon Master. Эта игра, выпущенная в декабре 1987 года, сочетала в себе усложнённый формат физического диска (нечёткие биты) со скрытными проверками защиты, встроенными в сам геймплей.

Рекомендую прочитать эту статью, в которой представлен замечательный обзор гибких дисков, после которого идёт очень подробный обзор защиты нечёткими битами диска Dungeon Master для Atari ST. Есть также вот эта замечательная статья, которая более подробно рассказывает об историях, связанных с защитой Dungeon Master. В ней есть цитата одного из авторов Dungeon Master:

«Мы получили преимущество, получив патент на схему защиты гибких дисков, в которой для записи дисков требовалось специализированное оборудование за 40 тысяч долларов. Без этого оборудования образ диска создать было невозможно, а само оборудование было выведено из эксплуатации».

Причина такой высокой цены, скорее всего, заключалась в той точности таймингов, которая необходима для надёжного создания нечётких битов. В те времена, когда большая часть мира измеряла производительность в микросекундах, требуемая точность измерялась в наносекундах.

Компьютер BBC Micro имел процессор 6502 на 2 МГц и для выполнения его простейших инструкций требовалось два такта, то есть 1 микросекунда. Есть ли надежда, что можно будет записать нечёткие биты в условиях таких ограничений? Посмотрим, как далеко нам удастся зайти. Эта работа будет называться «проектом Oiled Otter».
Читать полностью »

Евгений Каневский: «Государство не увидело большого будущего малой техники» - 1

Мы решили дополнить музейную коллекцию DataArt интервью с людьми, повлиявшими на историю IT. В прошлый раз мы поговорили с Сергеем Зоновым, создателем одного из главных клонов «Спектрума». На этой неделе наш герой — ведущий научный сотрудник института региональной экономики Академии наук России Евгений Александрович Каневский — один из ученых, стоявших у истоков советской вычислительной техники. Сейчас он занимается системами анализа текстов, а в интервью рассказал, как в 1960-е разрабатывал малогабаритную «Вегу» и ЭДВМ, а в 1970-е — «Искру-226».Читать полностью »

Музей DataArt. Манипулятор графической информации типа «мышь» - 1

Музей DataArt существует уже 10 лет, некоторые экспонаты вы могли видеть в нашем блоге в виде постеров. Мы продолжаем расширять коллекцию и начали подготовку полноценной экспозиции об истории IТ. Параллельно будем регулярно публиковать материалы, посвященные отдельным экспонатам музея. В этой статье мы представляем советские мышки. Они же — «манипуляторы графической информации».

Первые мыши в СССР поставлялись вместе с импортными персональными компьютерами в 1980-х. В основном это трехклавишные устройства Genius и IBM и футуристические круглые трекболы Digital. По мере того как вычислительные машины становились меньше и распространялись за пределами лабораторий, потребность в удобных средствах ввода информации стала очевидной.Читать полностью »

PCjs Machines — эмулятор вычислительных систем 1970–1990 годов. Он работает в обычном браузере. Рассказываем, чем примечателен проект и какие машины есть в его библиотеке.

Эмулятор ЭВМ из 80-х в браузере - 1Читать полностью »

В материале об энцефалофоне, я выделил несколько строк для финского инженера, музыканта и ученого Эркки Куренниеми (Erkki Kurenniemi). К своему стыду в момент подготовки той статьи я лишь понаслышке знал о финском новаторе, но углубившись в биографию изобретателя понял, что следующий пост цикла “Личность и звук” будет посвящен именно ему.

Эркки Куренниеми — архитектор музыкального будущего - 1

Если кратко, то Куренниеми был человеком объединивший в себе таланты новатора-футуролога, композитора, музыканта, ученого физика, инженера приборостроителя, программиста, режиссера, музыкального теоретика. Этот “чтец, жнец и на дуде игрец” по праву считается отцом финской электронной музыки, является создателем микропроцессоров, систем автоматизации, робототехники, а также, электронных музыкальных инструментов с цифровыми интерфейсами управления, которые он умудрялся реализовывать в далеких 60-х — 70-х.

Несмотря на смелые эксперименты и внушительный вклад в развитие техники и музыки, Куренниеми остаётся известен только сравнительно узкому кругу искусствоведов, любителей электронного авангарда и гиков. Исключение — его родина, где наследие Эркки считается предметом национальной гордости. Под катом подробно о жизни и деятельности незаурядного финна.
Читать полностью »

Когда компания производит новые железки и обеспечивает гиков по всему миру всякой хай-тэк вкусняшкой с высокими скоростями, низкими задержками и прочими прелестями высокопроизводительного рая — это, безусловно, круто и двигает всё IT в целом вперёд.

Новые пушки для старого дредноута: сверхбыстрая DDR3 в 2017 году - 1

Но знаете, что ещё круче? Когда крупные производители не забывают про платформы прошлого поколения, которые до сих пор актуальны. Набор высокоскоростной HyperX Predator DDR 3 работает на частотах до 2400 МГц из коробки — не у всякой DDR4 такие скорости есть. Посмотрим, что внутри. ;)
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js