Рубрика «философия» - 3

image

В 1942 году Альбер Камю написал книгу под названием «Миф о Сизифе». Речь идет об одной действительно важной философской проблеме: Учитывая обстоятельства нашего существования, не должны ли мы просто покончить жизнь самоубийством? Вот ответ:

Сначала Камю описывает те моменты в нашей жизни, когда наши представления о мире внезапно перестают работать, когда все наши усилия кажутся бессмысленными, включая наш типичный распорядок дня (работа-дом-работа). Когда вдруг чувствуешь себя чужим и оторванным от этого мира.
Читать полностью »

Ленивый, но талантливый программист, обнаружив себя работающим в конторе, где половину народа можно заменить небольшим скриптиком, но отжимать у дружелюбного коллектива работу не по душе, когда-нибудь все же соберётся найти ту грань компромисса, где компьютер будет работать, а зарплату будет получать человек. Хотя бы для себя. И хотя бы в теории.

Вместо скриптов нужно собрать штуковину, которая послушав своего хозяина и добавив к его ошибкам свои, обработает информационный ресурс так, что ответственность останется распределенная, а значит, ничья. Но со штуковины, как с нормального холуя обязательно чтоб можно было спросить. И тогда хоть какая-то ответственность появится.

Искусственная соображалка без фатальных недостатков без нейросетей разработать - 1

Казалось бы, с человеческим языком можно не заморачиваться: программист всегда поймет сообщения своей программы. Но существует и обратное направление: человек программе должен объяснять, чего он хочет, с лёгкостью для него, соответственно, с неимоверными усилиями для неё. И тут возникает момент: лёгкость очень сильно повышается, если программа одупляет, чего ей не хватает для понимания, и задаёт вопрос. Суть такой технологии: заранее неизвестно, что спросит программа, так как это уже зависит от имеющихся данных, динамически. При этом полной потери в неизвестности не происходит. Что спросить? Что такое сам вопрос? Кто я и где я? Соображалке нужно растолковать это до того как она озаботиться рабочими, много раз уже решёнными вопросами.

Часть программирования: растолковать так хорошо, чтобы больше не повторять. Как этот могло бы выглядеть? Позитивный подход говорит о том, что отвечать на вопрос не стоит, пока он не задан. Для начала надо понять ситуацию когда соображалке понадобилось не только действовать в схеме вопрошения, но и задуматься над самой концепцией вопроса. Похоже, я пытаюсь спихнуть разработку соображалки ей самой.
Читать полностью »

«Матрице» 20 лет: как Вачовски сделали киберпанк, определивший повестку для целого поколения - 1

На днях фильму «Матрица» исполнилось 20 лет. Офигеть, не правда ли?

По этому случаю WIRED сделал лонгрид на основе книги о сестрах (тогда еще братьях) Вачовски, из которого можно узнать много нового о карьере режиссеров-сценаристов до и во время создания культового фильма.

Читать полностью »

«Никаких деплоев в пятницу» и ещё три негласных правила разработки - 1Всё старое в один прекрасный день снова становится новым. Наступает время, когда даже опытные программисты наступают на те же грабли. Невозможно перечислить все «неписаные правила» любой дисциплины, отчасти потому, что многие из них — даже не правила. Зачастую это способ перефразировать абстрактные и вечные истины.

Мари Кондо сделала карьеру, применив универсальные принципы эффективности, чистоты и красоты к бытовой задаче ведения домашнего хозяйства. Оказывается, многим людям нужен просто переводчик между вечной мудростью и их повседневной жизнью, чтобы действительно «понять» смысл происходящего вокруг (см. также «Дзен и искусство обслуживания мотоциклов»). Мы искренне надеемся, что вам понравится наша попытка сделать то же самое для программирования.
Читать полностью »

Почти 10 лет назад я прочитал статью Макса Тегмарка, гениального физика и философа, и нашел в ней ответы на многие вопросы, которые мучали меня всю жизнь. Статья потрясающая, месяца два я ходил под впечатлением от нее. К сожалению, это лонгрид, к тому же на английском. Поэтому я решил даже не перевести ее – перевод все равно оказался бы слишком длинным для Хабр, но хотя бы изложить основную идею в том порядке, как мне это кажется логичным, и убрав излишние детали (да простит меня Макс!)

Четвертый уровень мульти-вселенной Макса Тегмарка - 1

Читать полностью »

Простое объяснение простоты

image
КДПВ с областями, которые нам придется посетить, чтобы ответить на ГЛАВНЫЙ вопрос.

Предисловие

Я часто слышал совет: сделай проще.

А что значит простой? Когда мы говорим, что X — простой, каковы наши ожидания от X? Когда мы говорим, что X проще Y — как мы это оцениваем?

Что проще:
“Небольшое предложение из пяти слов” или слово “Дезоксирибонуклеиновый”?
“6*5” или “481”?

Или так:
У вас есть экран настроек. Пять пунктов из них относятся к графике, другие пять к уведомлениям. Надо ли вам создавать отдельные пункты «графика» и «уведомления» в основном меню? Или оставить все 10 пунктов на одном экране? Что будет проще для пользователя?
Читать полностью »

Никакого духа в машине нет

«Возрождение ИИ» – не более, чем дорогое железо и реклама, брошенные на реализацию старой идеи - 1

В последние несколько лет СМИ захлестнули преувеличенные описания технологий искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения (МО). Кажется, что ещё ни разу в области информатики не было такого, чтобы столько смехотворных заявлений делало такое количество людей, обладающих таким малым представлением о происходящем. Для любого человека, активно занимавшегося передовым компьютерным оборудованием в 1980-х, происходящее кажется странным.

В номере The Atlantic за этот месяц интеллектуал высокого полёта и автор бестселлеров "Sapiens. Краткая история человечества" и " Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня", Юваль Ной Харари описывает влияние ИИ на демократию. Самым интересным аспектом статьи является чрезмерная вера Харари в возможности современных технологий ИИ. Он описывает товарища Google, программу для игры в шахматы от компании DeepMind, как «творческую», «обладающую воображением» и «гениальными инстинктами».
Читать полностью »

image

Близится вечер пятницы, трудовыебудни очередной учебно-рабочей недели агрессивно подкрадываются к своему логическому завершению, а это значит, что можно самую малость ослабить мертвую хватку должностных обязанностей и немного побездельничать. А что может быть более умиротворяющим, чем предаться софистическим фантазиям на тему закономерностей, по которым существует сей бренный мир? Решительно, ничего…

Этим текстом предлагаю разбавить высокий градус серьезности большинства хабропубликаций и, откинувшись в кресле / по пути с работы / учебы, проследить за логикой одной бредовой интересной аналогии, раскрывающей все тайны мироздания (серьезно).
Читать полностью »

Следующий доклад с Pixonic DevGAMM Talks, который мы расшифровали, немного философский — это выступление Константина Гладышева. Он Lead Game Programmer в 1C Game Studios и рассказывал о принципе управления сложностью разработки в контексте всего продукта, а не отдельных фичей. И на примерах показал, почему главное в разработке — это определить, чего делать не надо. Про другие доклады можно почитать по ссылкам в конце статьи.

Читать полностью »

Это философская заметка про управление и воспитание, а также про очень неожиданное озарение связанное с моделированием цифровой плесени. Навеяно беседами о проблемах управления строительством, а также сетью существенно удалённых филиалов.
image
Борьба популяций цифровой плесени под воздействие испепеляющего солнца.

Предуведомление. Статья состоит из трёх частей, и первые две кажутся вообще друг к другу никак не относящимися, однако есть третья объединяющая их.
Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js