Рубрика «моделирование»

«Один день из жизни белки» или от моделирования процессов к проектированию автоматизированной системы учёта материальных ценностей «Белка-1.0» (Часть 2)

От моделирования процессов к проектированию автоматизированной системы (Часть 2) - 1
Использована иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" А.С.Пушкина, изд."Детская литература", Москва, 1949 год, Ленинград, рисунки К.Кузнецова

Краткое содержание предыдущей серии

В 1-ой части мы использовали «сказочную» предметную область, вдохновленные примерами изучения диаграмм UML с опорой на сюжеты сказок (см., например, здесь [1]). До начала моделирования мы договорились относительно использования некоторых элементов диаграммы Activity и начали формировать соглашение по моделированию. С учетом этих договоренностей мы на 1-ом этапе описали процесс в виде диаграмм Activity, а на 2-ом этапе выделили шаги процесса, для которых требуется (и возможна) автоматизация.

Напомню, что автоматизировать мы собираемся деятельность по учёту материальных ценностей, которая возникает вот в этих процессах.

Читать полностью »

«Один день из жизни белки» или от моделирования процессов к проектированию автоматизированной системы учёта материальных ценностей «Белка-1.0» (Часть 1)

От моделирования процессов к проектированию автоматизированной системы (Часть 1) - 1
Использована иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" А.С.Пушкина, изд."Детская литература", Москва, 1949 год, Ленинград, рисунки К.Кузнецова

При чем тут «белка»?

Сразу поясню, при чем тут «белка». Наткнувшись в Сети на забавные проекты для изучения UML с опорой на предметную область, заимствованную из сюжетов сказок (например, здесь [1]), я для своих студентов тоже решила подготовить подобный пример, чтобы можно было изучить для начала всего три вида диаграмм: Activity Diagram, Use-case Diagram и Class Diagram. Умышленно не перевожу на русский язык названия диаграмм, чтобы избежать споров о «трудностях перевода». Что для чего – поясню немного позже. В данном примере я использую среду Enterprise Architect от австралийской компании Sparx Systems [2] – хороший инструмент за разумные деньги. А в рамках учебных занятий применяю Modelio [3], неплохое бесплатное средство объектно-ориентированного проектирования, поддерживающее стандарты UML2.0 и BPMN, без излишних наворотов в части изобразительных возможностей, но вполне достаточное для изучения основ языка.

Читать полностью »

Фероподы не помогут: исследование и математическое моделирование ям-ловушек личинок муравьиных львов - 1

Исследователь, завороженный величием и красотой мира за пределами своего города, волей судьбы оказывается в местах, где раньше никогда не был. Раненый и обессиленный, он ищет путь домой, встречая на своем пути бездушных и безучастных прохожих, готовых с благоговением наблюдать за гибелью другого. Не готовый мириться с такой социальной несправедливостью, он вмешивается и спасает неизвестное ему существо от прожорливых челюстей страшного монстра. Существо это маленькое, но с большим сердцем, предлагает ему свою помощь в ответ на спасение. А прожорливый монстр становится по иронии судьбы добычей еще большего существа, перед которым трепещут все без исключения.

Звучит, как завязка какого-то голливудского приключенческого фильма, но на самом деле это «Путешествие муравья» (1983) — прекрасный мультфильм, который уже давно разобрали на цитаты. Муравей спасает козявку («от козявки слышу!») из ловушки, сделанной одним очень занятным существом — муравьиным львом. И сегодня мы поговорим именно о них, а точнее о том, как биологи в содружестве с физиками провели исследование структуры ловушек муравьиных львов. Почему такие ловушки нельзя назвать простыми ямами, как личинки муравьиных львов их делают и каковы точные параметры этих смертоносных построек? На эти и другие вопросы мы найдем интереснейшие ответы в докладе ученых. Поехали.Читать полностью »

Уже 20 лет прошло с момента выпуска первой 3D-версии КОМПАС — V5.11. За это время мы поняли, что потребности наших пользователей растут пропорционально возможностям КОМПАС-3D, так же как и функциональность КОМПАС расширяется пропорционально запросам пользователей. Только вот одна загвоздка: наращивая долгие годы технологическую часть, мы упирались в проблему производительности при работе со сложными большими проектами. Теперь и этот рубеж преодолен, и мы готовы рассказать, как нам удалось ускорить КОМПАС-3D на более чем 30 базовых операциях.

Как мы разогнали САПР КОМПАС-3D → Часть 1 - 1Читать полностью »

Перед вами не вымышленная картинка из рекламного журнала «Аэропорты будущего». Это реально действующий аэропорт японского города Фукуока, который предлагает пассажирам немало свободного пространства для перемещения. Благодаря специальной технологии моделирования были выявлены причины образования очередей и приняты меры по оптимизации. Кому интересно, как работает эта технология, прошу под кат.

Как аэропорт Фукуоки узнал, какие меры будут эффективны для уменьшения очередей - 1
Фото предоставлено городом Фукуока Читать полностью »

В 1943 году американские нейропсихологи Мак-Каллок и Питтс разработали компьютерную модель нейронной сети, а в 1958 первая работающая однослойная сеть распознавала некоторые буквы. Сейчас же нейросети для чего только не используются: для прогнозирования курса валют, диагностики болезней, автопилотов и построения графики в компьютерных играх. Как раз про последнее и поговорим.

Евгений Туманов работает Deep Learning инженером в компании NVIDIA. По итогам его выступления на конференции HighLoad++ мы подготовили рассказ о применении Machine Learning и Deep Learning в графике. Машинное обучение не заканчивается на NLP, Computer Vision, рекомендательных системах и задачах поиска. Даже если вы не очень знакомы с этим направлением, то сможете применить наработки из статьи в своей области или индустрии.

Рассказ будет состоять из состоит из трех частей. Мы сделаем обзор задач в графике, которые решаются с помощью машинного обучения, выведем главную идею, и опишем кейс применения этой идеи в определенной задаче, а конкретно — в рендеринге облаков.Читать полностью »

Математика кожи: выращивание эпидермиса на основе математического моделирования - 1

Организм человека можно спокойно сравнивать с очень сложным и порой запутанным механизмом, к которому не прилагалась инструкция, посему ученым приходится самим во всем разбираться. В нашем теле много систем, от нервной до иммунной, каждая из которых выполняет свои определенные функции и связывается с другими системами, что позволяет организму эффективно функционировать. В научно-исследовательском сообществе львиная доля внимания приходится на нервную систему. Всех тянет раскрыть секреты нашего мозга, который так часто сравнивают по загадочности с Вселенной. Но другие системы не менее интересны, сложны и важны. Сегодня мы с вами рассмотрим исследование, объединившее в себе математику, биохимию и много любопытства. А целью сего исследования является эпидермис, то бишь кожа человека. Как математика помогла ученым понять чего им не хватало в процессе выращивания кожи и что у них получилось в результате? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить с помощью доклада исследовательской группы. Поехали.Читать полностью »

PERDIX: алгоритм автоматического проектирования ДНК-оригами разной геометрии - 1

Кто не любил в детстве собирать конструкторы? Я до сих пор помню эту красную коробочку с кучей металлических деталей, инструментов и морем возможных результатов лишь бы была фантазия, время и желание. LEGO тоже не стоит забывать, хоть тут все было чуть проще и гораздо красочнее. Но вот что сложнее и того и другого так это конструкторы наноструктур на базе ДНК-оригами. До сих пор все «детальки» подобных конструкций моделировались вручную, что занимало уйму времени и сил. Представьте, что все детали LEGO вам нужно создавать самому, прежде чем собрать их в гигантского робота с лазерами, реактивными двигателями и пулеметом на плече. Но что-то детские воспоминания увели нас не в ту степь.

Шутки в сторону. Сегодня мы с вами познакомимся с алгоритмом, позволяющим автоматически создавать ДНК-оригами достаточно разнообразной формы. Ранее изменение формы нитей ДНК до необходимой выполнялось вручную, что сильно ограничивало возможности подобной процедуры. Данный же алгоритм позволяет создавать детали ДНК конструктора автоматически, что позволяет в дальнейшем использовать их для формирования двумерных и трехмерных наноструктур. Плюс этот алгоритм доступен всем желающим. Доклад исследовательской группы поможет нам разобраться что и как работает. Поехали.Читать полностью »

В этой статье мы смоделируем и исследуем протокол двухфазного коммита с помощью TLA+.

Протокол двухфазного коммита практичный и сегодня используется во многих распределённых системах. Тем не менее, он достаточно краткий. Поэтому мы можем быстро смоделировать его и многому научиться. На самом деле этим примером мы проиллюстрируем, какой результат в распределённых системах фундаментально невозможен.

Проблема двухфазного коммита

Транзакция проходит через диспетчеры ресурсов (RM). Все RM должны договориться, будет транзакция завершена или прервана.

Менеджер транзакций (TM) принимает окончательное решение: коммит или отмена. Условием для коммита является готовность к коммиту всех RM. В противном случае транзакцию следует отменить.
Читать полностью »

Его ворсейшество из 11 полигонов, ничего общего с настоящим - 1

Если вы умеете создавать реалистичное окружение, вроде реки из предыдущего материала, это круто. Но когда вы ограничены во времени и ресурсах, то лучше заняться механиками и геймплеем. А на прототипе окружение можно сделать и проще.

Поэтому, да, ковер из всего 11 полигонов. Просто, но изящно. Под катом перевод небольшого гайда.Читать полностью »