Рубрика «cpu»

Рисунок 1 – функциональная блок схема «NMR»

Рисунок 1 – функциональная блок схема «NMR»

Интереса ради сделал максимально простенькое процессорное ядро, о чем, собственно, и хочу рассказать, может кому-то пригодится, планирую в небольшом цикле статей представить наработки по этому проекту в открытой форме от HDL до разнообразных плат в модульном формате под это дело.

Для себя поставил такое ТЗ:

Проектируем самодельный 16-битный CPU в 2023 году - 1


Для создания самодельного CPU требуется большое количество чипов логики. И в самом деле разумно, что для реализации регистров, счётчика команд, АЛУ и других компонентов CPU на логике TTL или CMOS действительно необходимо существенное число чипов. Но сколько конкретно?

Я попытался оптимизировать свой самодельный CPU, минимизировав количество чипов логики, чтобы ответить на вопрос: какое минимальное число интегральных схем требуется для полного по Тьюрингу CPU без CPU?

Мой ответ: для создания 16-битного последовательного CPU нужно всего 8 интегральных схем, включая память и тактовый генератор. Он имеет 128 КБ SRAM, 768 КБ FLASH и его можно разгонять до 10 МГц. Он содержит только 1-битное АЛУ, однако большинство из его 52 команд работает с 16-битными значениями (последовательно). На своей максимальной скорости он исполняет примерно 12 тысяч команд в секунду (0,012 MIPS) и, среди прочего, способен выполнять потоковую передачу видео на ЖК-дисплей на основе PCD8544 (Nokia 5110) с частотой примерно 10 FPS.Читать полностью »

Как работает компьютер: глубокое погружение (на примере Linux) - 1

Введение

Я делал много вещей с компьютерами, но в моих знаниях всегда был пробел: что конкретно происходит при запуске программы на компьютере? Я думал об этом пробеле — у меня было много низкоуровневых знаний, но не было цельной картины. Программы действительно выполняются прямо в центральном процессоре (central processing unit, CPU)? Я использовал системные вызовы (syscalls), но как они работают? Чем они являются на самом деле? Как несколько программ выполняются одновременно?

Наконец, я сломался и начал это выяснять. Мне пришлось перелопатить тонны ресурсов разного качества и иногда противоречащих друг другу. Несколько недель исследований и почти 40 страниц заметок спустя я решил, что гораздо лучше понимаю, как работают компьютеры от запуска до выполнения программы. Я бы убил за статью, в которой объясняется все, что я узнал, поэтому я решил написать эту статью.

И, как говорится, ты по-настоящему знаешь что-то, только если можешь объяснить это другому.

Более удобный формат статьи.

Читать полностью »

Pier-Luc Brault придумал забавную игру, которая превращает вас в... операционную систему. Некий пользователь загружает нас процессами, которые нужно распределять по свободным CPU. Если мы будем плохо справляться с задачей, пользователь выйдет из себя и перезагрузит нас. Game over.  

Интерфейс игры

Интерфейс игры

Идеей игры Pier-Luc Brault сначала поделился со своим другом-компьютерщиком Сэмом в письме:

Читать полностью »

Топология памяти

Очень часто вижу подход к серверам и вычислительной инфраструктуре на кухонном уровне даже от вроде бы профессиональных людей с высочайшими ЗП в полмиллиона и выше.
Сервер - это просто большой макбук, а СХД просто большой диск.

Итак, давайте разбираться. И начнем со страшной темы - топология памяти.

Объяснять буду реально на желудях и шишках, поэтому сразу просьба к крутым суперпрофи - не надо пытаться меня уличить, это не для вас написано.

Читать полностью »

Обнаружил баг американской системы образования - 1

Обнаружил интересный баг американской системы образования:

У многих студентов в резюме стоит "делал курсовой проект по алгоритму Томасуло, out-of-order суперскаляру, многопоточному процессору итд".

Читать полностью »

AMD победил? Компания представила новую линейку процессоров EPYC, тогда как Intel перенес запуск на 2023 год - 1

Привет! Посмотрел накануне презентацию нового поколения серверных процессоров AMD EPYC™. Компания продолжила свой «тур по Италии»: к Риму, Милану и Неаполю добавилась Генуя (Genoa). Примечательно, что главный конкурент AMD — компания Intel — перенес запуск серверных процессоров на начало 2023 года.

Несмотря на то, что добрую половину презентации представитель AMD говорил об энергоэффективности и выбросах СO2, сосредоточусь на технических характеристиках новых AMD EPYC™ 9004 Genoa. Также сравню их с предыдущим поколением.
Читать полностью »

Конкурентность сложно как следует наладить, как минимум, тем из нас, кому не повезло писать на языках, непосредственно открывающих нутро конкурентного аппаратного обеспечения: речь о потоках и разделяемой памяти. Не менее сложно организовать конкурентность так, чтобы она работала и правильно, и быстро. Все, что вы знаете об оптимизации однопоточного кода, зачастую вам не поможет. На микроуровне (отдельные инструкции) просто невозможно применить обычные правила, актуальные для μ-операций, цепочек зависимостей, пределов пропускной способности и т.д. При конкурентности правила другие.

Читать полностью »

Привет! Меня зовут Вова, я разрабатываю observability-платформу в Ozon. Как-то раз в наш уголок на 42 этаже заглянули коллеги — и поделились наблюдением. Если открыть рядом графики времён запросов и ответов двух живущих в Kubernetes и общающихся между собой микросервисов, то иногда можно наблюдать большую разницу в высоких квантилях: клиент считает, что один ответ из сотни ему приходит за сто миллисекунд, сервер же говорит, что успевает ответить за десять.

Куда ушло время? Можно ли его вернуть? Сегодня расскажу о том, с какими граблями может столкнуться микросервис, живущий в типичной инсталляции Kubernetes.

Читать полностью »

Render Loop крутится — кадры мутятся.

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Здесь я начинаю свой цикл статей о работе с графикой в iOS.

В моих планах разобраться с работой базовых механик отрисовки и углубиться к таким вещам как AVFoundation, Metal.

Но а пока хочется понять как работает из коробки отрисовка наших любимых кнопок, которые мы не устаем красить. Как достичь 60 кадров в секунду. Магические слова, что заставят возжелать наш интерфейс любого.

  • FPS

  • Render Loop

  • Проблемы с производительностью

  • Оптимизации

Что такое FPS?

Как говорит вики — это “Ка́дровая частота́Читать полностью »


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js